Аудит выявил нарушения: авиакомпании неправомерно получили субсидии на 120 млн рублей

Аудит выявил нарушения: авиакомпании неправомерно получили субсидии на 120 млн рублей

Юриспруденция
00
Рефинанс

Нарушения в начислении авиасубсидий: аудиторы обнаружили проблемы

Счетная палата обнаружила нарушения в начислении субсидий за авиаперевозки в регионах. Так, RedWings продавала льготные билеты с наценкой и «неправомерно» получила 20 млн руб. субсидии. «Аврора» не выполнила на Дальнем Востоке рейсы на более чем 100 млн руб., а также не сделала должных скидок пассажирам до 12 лет. В Росавиации сообщили, что сами установили нарушения и потребовали от авиакомпаний вернуть средства в бюджет, а пассажирам — разницу в цене. Регулятор пообещал закрепить детские скидки в правилах предоставления субсидий, но эксперты считают, что господдержка перевозок требует более серьезной модернизации.

Счетная палата (СП) выявила нарушения в предоставлении субсидий на региональные перевозки авиакомпаниям RedWings (входит в «Ростех») и «Аврора», следует из материалов проверки аудиторами деятельности Росавиации, которая распределяет субсидии, за 2024 год.

Аудиторы проверяли субсидии программ по действовавшим тогда постановлениям №1242 (региональные перевозки в обход Москвы), №215 (рейсы в Калининград и на Дальнем Востоке), а также №1172 (социально значимые маршруты на Дальнем Востоке, которые обслуживает только «Аврора»). С 2025 года все постановления прекратили действия, распределение субсидий происходит в рамках единых правил (постановление №1780). Как уточнили в Росавиации, на межрегиональные перевозки по социально значимым маршрутам внутри Дальнего Востока в 2024 году выделялось 5,51 млрд руб., на программу межрегиональных перевозок в обход Москвы — 7,95 млрд руб. Из них RedWings, по данным , получила около 2 млрд руб.

Согласно выводам СП, в 2024 году «Аврора» не достигла целевых показателей по перевозкам по программе 1172 и выполнила 6,7 тыс. из 7,3 тыс. запланированных рейсов.

В этой связи авиакомпания, как подсчитали аудиторы, должна была вернуть в бюджет 100,5 млн руб., но «соответствующее требование» в адрес регулятором не было направлено. Вторая претензия СП к «Авроре» заключается в том, что авиакомпания перевезла 173 пассажира в возрасте до 12 лет без положенной им скидки в 25%. В этой связи Росавиации рекомендовано дополнить правила уточнениями по применению специального тарифа и установить штрафные санкции для перевозчика за несоблюдение условий. В 2022 году СП уже предъявляла претензии к «Авроре» за некорректное начисление 1,5 млрд руб. в течение нескольких лет по той же субсидии. В «Авроре» тогда объяснили ситуацию, в частности, поздним распределением средств (см. от 2 ноября 2022 года).

Авиакомпания RedWings, как выяснили в СП, продавала билеты по субсидируемым направлениям в рамках постановления №1242 на 131 рейс «по стоимости, превышающей размер специального тарифа от 100 руб. до 18,6 тыс. руб., и неправомерно получила из бюджета более 20 млн руб. в рамках данной субсидии». направил запрос в «Аврору».

Проблема с бронированием авиабилетов: RedWings ждет разъяснений

Представители RedWings объявили о том, что возникла ситуация, связанная с ошибкой в использовании данных из системы бронирования, которая не охватывает различные особенности. Они отметили, что данные не содержат информации о различных нестандартных сценариях, таких как частичные возвраты с перебронированием, бронирование нескольких мест одним пассажиром и валютные разницы.

Представители компании сообщили о том, что это первый раз, когда они столкнулись с подобными претензиями, и что они находятся в процессе общения с Службой правительственных президентских дел и Федеральным агентством воздушного транспорта.

В Федеральном агентстве воздушного транспорта было заявлено, что в ходе ежегодной проверки были выявлены нарушения со стороны перевозчиков в отношении условий предоставления субсидий.

Они признали, что нарушения, включая превышение стоимости льготных авиабилетов над специальным тарифом, имеют место быть. Перевозчики были обязаны вернуть разницу в стоимости билетов пассажирам по требованию Федерального агентства воздушного транспорта. Также были отправлены требования к авиакомпании RedWings о возврате части денежных средств, полученных в рамках программы субсидирования. Требование о возврате средств в федеральный бюджет также было предъявлено к авиакомпании "Аврора" из-за неисполнения части рейсов по причине ограничений в работе аэропортов и неблагоприятных метеоусловий.

Представители Федерального агентства воздушного транспорта подчеркнули, что они постоянно совершенствуют правила предоставления субсидий, а также методы контроля за соблюдением условий и целей их предоставления. Это касается также условий предоставления скидок детям в размере 25% от специального тарифа, которые будут включены в соглашения с авиакомпаниями.

Главный эксперт Института экономики транспорта Высшей школы экономики Федор Борисов отметил, что продающие билеты существенно дороже установленной льготной стоимости является необоснованным. Однако, если компания способна увеличивать коммерческие тарифы и предлагать дополнительные услуги в данных условиях и видит спрос, то возникает вопрос о целесообразности субсидирования таких маршрутов.

Андрей Крамаренко из Высшей школы экономики согласился с тем, что условия предоставления субсидий на перевозки в регионах нуждаются в пересмотре и обновлении.

95 percent
Наших клиентов получают положительное решение в банке
Выгодные кредиты в одном месте
Получить решение

Эксперт предлагает обновить программу субсидирования региональных перевозок

Он считает, что в текущих целях по количеству рейсов программы социальных перевозок на Дальнем Востоке отсутствует не только социальная, но и экономическая целесообразность. Также отмечает, что необходимо учитывать тип самолета, на котором выполняется рейс, для более справедливой оценки затрат на перевозку. По мнению эксперта, важно создать конкурентную основу для получателей субсидии, так как текущий механизм может привести к риску невыполнения целевых показателей одним получателем с ограниченным флотом.

По мнению господина Крамаренко, программа субсидирования региональных перевозок в обход Москвы устарела и требует разделения маршрутов на три отдельные группы. Во-первых, следует субсидировать перевозки в отдаленных районах, где воздушное сообщение может быть единственным способом передвижения. Этот вид субсидий должен быть постоянным, договоры должны заключаться на длительный срок, а маршруты должны определяться авиакомпаниями, а не государством, как это происходит сейчас. Во-вторых, каждый год или два нужно субсидировать маршруты, которые в будущем можно будет перевести на коммерческую основу. Наконец, следует исключить из программы вахтовые рейсы, не требующие бюджетных субсидий, утверждает Андрей Крамаренко.

Рассчитайте условия по кредиту и получите ответ уже сегодня
Необходимая сумма*
100 000 ₽
10 000 000 ₽
Срок кредитования*
6 мес
60 мес
Ваш ежемесячный платёж составит:
17 602
Читайте также
Российские фондовые индексы показывают смешанную динамику: Мосбиржа падает, РТС растет на фоне неопределенности внешней политики
Акции и IPO
Российские фондовые индексы показывают смешанную динамику: Мосбиржа падает, РТС растет на фоне неопределенности внешней политики
Российские биржевые индексы показали разнообразную динамику торгов. Российские фондовые индексы двигались разнонаправленно. Итоги торгов на Мосбирже.
13 августа
01
Цены на автозапчасти в России снизились на 10-15% с начала года благодаря укреплению рубля
Финансы
Цены на автозапчасти в России снизились на 10-15% с начала года благодаря укреплению рубля
С января 2025 года цены на автозапчасти в России снизились на 10-15% благодаря укреплению рубля и расширению ассортимента. Стоимость комплектующих стабилизировалась, и до конца года значительных изменений не ожидается, несмотря на сохранение цен выше уровня прошлого года.
13 августа
01
ФАС: Дефицит топлива аграриям не грозит
Бизнес
ФАС: Дефицит топлива аграриям не грозит
ФАС: Дефицита топлива у аграриев нет, жалоб на цены не поступало
13 августа
01