Автолизинг: Рост и Оживление Рынка
Финансовые показатели автолизинга показывают улучшение, с квартальным приростом около 13%. Однако общее количество сделок за девять месяцев 2025 года оказалось почти на 40% ниже, чем годом ранее. Этот подъем связан с уменьшением ключевой ставки, госсубсидиями и активной адаптацией участников рынка к новым условиям. Наибольший рост продолжает показывать сегмент подержанной техники, благодаря более привлекательным ценам. Не ожидается значительного ускорения роста выдачи новой техники в оставшееся время года.
В третьем квартале 2025 года бизнес купил в лизинг 74,2 тыс. автомобилей (не включая спецтехнику), что на 13% превышает предыдущий квартал. Тем не менее, за девять месяцев общее количество переданной техники составило 198 тыс. единиц и оказалось почти на 39% меньше, чем в прошлом году.
Крупные компании лизинга также демонстрируют увеличение объемов. В частности, в «Европлане» объем переданной техники увеличился в третьем квартале на 39% и 20% по сравнению со вторым и первым кварталами соответственно. В ГК «Флит» новый бизнес вырос более чем в два раза. Несмотря на сезонные колебания и высокие процентные ставки ЦБ, в «Газпромбанк Автолизинге» количество сделок продолжает расти.
Эксперты связывают частичное восстановление лизинга с уменьшением ключевой ставки ЦБ с момента второго квартала 2025 года, когда ставка была снижена на 4,5 п. п., до 16,5%.
Постепенное улучшение финансовой нагрузки на лизингополучателей способствует восстановлению инвестиционной активности. Наибольший спрос на обновление автопарка сейчас наблюдается у компаний, нуждающихся в поддержке ключевых бизнес-процессов. Однако пока снижение процентных ставок еще не стало катализатором для значительного роста.
Лидирующие темпы прироста в сегментах легковых автомобилей и LCV объясняют сезонный подъем, изменения в госсубсидиях и ожидания новых условий для таксопарков. Другие сегменты, такие как тяжелая спецтехника или грузовики, показывают меньшую динамику из-за высоких стоимости активов и затратности лизинга на текущих условиях.
Автолизинг: анализ рынка и прогнозы на последующие годы
При этом аренда новых авто по итогам девяти месяцев 2025 года упала на 48%, в то время как сектор подержанной техники вырос на 8%, достигнув 57,5 тыс. единиц. "Вторичный рынок насыщен из-за излишних стоков и может предложить выгодные цены на почти новую аренду. Покупка двухлетнего авто со скидкой может быть лучше, чем новое по высокой цене", — отмечает Анатолий Перфильев. Скидки могут достигать 40%.
Несмотря на восстановление сектора новых сделок, проблема изъятий остается в автолизинге, хотя некоторые компании реализуют стоки эффективно. Например, "Европлан" в третьем квартале 2025 года реализовал 8 тыс. новых сделок за 3 тыс. изъятых автомобилей. За девять месяцев "Газпромбанк Автолизинг" продал в 2,6 раза больше машин из своего парка, чем в 2024 году.
Прогнозы экспертов предвещают символический или отсутствующий рост нового бизнеса к концу 2025 года. Монетарная политика ЦБ остается ключевым фактором. По мнению специалистов, в следующем году продажи авто будут стабильными на уровне 24–25 тыс. штук в месяц. Годовой оборот сделок может превысить 270 тыс. единиц. Коммерческие директора предвидят умеренный рост нового бизнеса в последующих годах.

