Стабилизация и пересмотр: рынок автомобилей в России
Плавный рост спроса на рынке автомобилей и изменения в расчете стоков к осени привели к сокращению запасов новых легковых транспортных средств. Предотвращение повторного затоваривания будет способствовать пересмотру утильсбора, что, в свою очередь, приведет к снижению импорта. Ожидается, что к началу 2026 года запасы снова вернутся к нормальному уровню.
Эксперты сообщили, что ситуация с затовариванием на российском рынке автомобилей, возникшая в конце прошлого года, стабилизировалась. Общие запасы новых легковых автомобилей, по оценкам участников рынка, не превышают 350 тысяч единиц. Прогнозируется, что к октябрю этот показатель может снизиться до 280–300 тысяч машин. Увеличившийся спрос в последние месяцы и новости о будущем изменении утильсбора поспособствовали этому.
Заместитель директора по продажам новых автомобилей компании «Авилон» подчеркнул, что сейчас рынок не перегружен: импортеры и дилеры сократили запасы до разумного уровня, который соответствует текущему спросу. Некоторые бренды, включая китайский Jetour, испытывают дефицит, но это не влияет на цены, так как спрос перераспределяется.
По данным ассоциации «Российские автомобильные дилеры», объем автомобильных запасов составляет примерно три месяца продаж. Хотя ситуация стала стабильнее, запасы все еще оказывают давление на бизнес модель дилеров. Согласно генеральному директору компании «Автодом», стоки автомобилей 2024 года продадут за 8–12 месяцев, что соответствует текущему уровню складов.
Эксперты отмечают проблему стоков автомобилей прошлых лет, которая до сих пор актуальна. Размер этих запасов к началу сентября оценивается около 135–140 тысяч единиц. Однако, специалисты подчеркивают, что говорить о полной ликвидации проблемы рано.
Изменения в методике расчета утильсбора и их влияние на автомобильный рынок
Риски более однократной загрузки, возможно, будут ограничены предстоящими изменениями формулы расчета утильсбора, считают в РОАД. По мнению господина Тюктеева, импорт автомобилей в условиях новшеств может уменьшиться на 15%. Привозить больше машин, чем можно реализовать за два месяца, не имеет смысла, добавляет Андрей Ольховский. Источник объясняет, что компаниям не удастся резко изменить логистику и нарастить импорт: если проект постановления Минпромторга будет принят, новые правила вступят в силу с 1 ноября, а обычное «плечо» поставок — три-четыре месяца. Тем не менее, Николай Иванов утверждает, что некоторые участники все-таки попытаются привезти в Россию больше автомобилей, которые подпадают под новую формулу расчета утильсбора.
Уменьшение автомобильных запасов продолжится, полагает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков, при этом до дефицита не дойдет: при росте продаж, в том числе на фоне пересмотра расчета утильсбора, 2026 год может стартовать с низкого спроса. Господин Ольховский считает, что излишняя загруженность складов сохранится и к началу следующего года. Напротив, Николай Иванов прогнозирует, что к 2026 году российский рынок автомобилей войдет с нормальным уровнем запасов дилеров и импортеров. «Стратегия формирования запасов пересмотрена, и производители учли это в своем планировании. Дилеры также будут более осмотрительно подходить к запасам», — отмечает он.