Борьба между банками и телекоммуникационным сектором
Новые предложения закона по борьбе с мошенничеством
Минцифры разработал законопроект, который находится на публичном обсуждении до 16 сентября. Согласно пояснительной записке, количество преступлений, совершаемых с применением информационно-коммуникационных технологий, стремительно росло за последние пять лет. Авторы документа предлагают решить проблему мошеннических действий, совершаемых с использованием ИКТ, через сотрудничество операторов связи и кредитных организаций.
На общественное обсуждение Национальный совет финансового рынка направил развернутый отзыв на законопроект. Отзыв содержит множество технических поправок, но особое внимание привлекли два аспекта.
Один из них касается установленного лимита на количество банковских карт для одного человека. По предложению законодателей, количество предоставленных клиенту платежных карт должно быть ограничено: до пяти в одном банке и не более десяти в общей сложности. Однако, НСФР считает эту меру излишней, так как люди могут оформлять большое количество карт в одном банке для участия в мошеннических схемах.
Поэтому НСФР предлагает ограничить количество карт, которые может выдать один оператор перевода денег клиенту - до десяти карт в каждом банке без общего ограничения.
Введение межбанковских ограничений потребует создания новой информационной системы, которая будет собирать информацию из всех банков о выданных и закрытых картах, и обрабатывать запросы кредитных организаций о количестве карт в других организациях. Это приведет к значительным затратам, считают в НСФР.
Другой дискуссионный вопрос касается распределения ответственности между операторами связи и банками. В настоящей версии закона операторы связи обязаны вернуть средства, списанные с лицевого счета абонента.
НСФР предлагает внести поправку о "праве абонента требовать компенсацию ущерба от мошеннических действий у оператора связи, если тот не выполнил свои обязанности". По их мнению, так как мошенники часто переводят деньги с банковских, а не лицевых счетов, абоненты могут потребовать возмещения ущерба у своего оператора связи.
Предложение вызвало резкое негодование у российских мобильных операторов. "Мы не можем контролировать банковские счета клиентов и не несем ответственность за их финансовые операции. Мы отвечаем только за лицевой счет абонента у нас", - отметили в "Билайне".