Популярность песни про 3 сентября
Календари, настольные игры, футболки и ростовые фигуры — 3 сентября стал днем удачных продаж. В гостиницах проводятся тематические мероприятия, а магазины радуют клиентов огромными скидками. Эксперты торговых площадок отмечают увеличивающийся интерес к товарам с изображением Михаила Шуфутинского перед этой значимой датой. Билеты на его концерт на этот день распроданы. Как песня о 3 сентября превратилась в поп-культурный феномен и принесла коммерческий успех? Расследовала Юлия Савина.
Этот день, когда горят костры из рябины, ждут все маркетологи. Можно устроить к празднику 3 сентября вечеринку или предложить скидки для любителей мотоциклов. Развернутый календарь встречается на десятках рекламных щитов. На площадке "Авито" появляется множество товаров, связанных с артистом: за 20 тыс. рублей можно приобрести уникальный винтажный наряд Шуфутинского или календарь с его автографом за 5,5 тыс. рублей. Продажи альбомов артиста увеличиваются каждый год перед праздником, сообщает руководитель направления Fashion Lifestyle на площадке "Авито" Никита Захаров:
"Популярность песни способствует повышению спроса на альбомы с ее записью. Продажи этих продуктов за год увеличились в полтора раза. Интерес к календарям увеличился на 9%, чтобы не пропустить эту важную дату. В целом товары, связанные с творчеством музыканта, стали покупаться на 8% чаще".
Песня о 3 сентября была выпущена 32 года назад. С начала 2010-х она стала популярным мемом. В это время бизнес начал выпускать товары с символикой и сувенирами. На онлайн-площадках представлены десятки вариантов ростовых фигур: картона Шуфутинского высотой 180 сантиметров можно купить от 1,5 тыс. рублей. Ассортимент товаров с тематикой певца растет год от года, отмечает основатель Wizart Comics Владислав Максименко: "Этот процесс начался в 2021 году, когда мы выпустили комикс, в котором Михаил Захарович попадает в различные миры.
Далее мы выпустили специальные календари, где каждая страница представляет дату 3 сентября, причем каждая уникальна и связана с тематикой этого дня Михаила Шуфутинского. Получился постмодерновый анекдот. И сувенир по-прежнему пользуется большим спросом. Мы решили выпустить настольную игру, чтобы удовлетворить запросы поклонников. Сейчас именно в это время года все хотят сыграть в нее именно 3 сентября".
Пользуются популярностью и события, где основными темами становятся запомнившиеся фразы из песни. Несколько лет назад Т-банк организовал концерт для клиентов своего инвестиционного сервиса в цифровом осеннем парке. Гости получали вознаграждение за активное участие в виде NFT-активов, изображающих аксессуары Михаила Шуфутинского. В этом сезоне отголоски хита можно услышать в одном из отелей Владимирской области.
Тематический уикенд в усадьбе "Богдарня"
В усадьбе "Богдарня" будет проведен тематический уикенд для творческих людей и ценителей природы. Катерина Первичко, маркетолог усадьбы, рассказывает: "Каждые выходные мы предлагаем какое-то тематическое направление. Пропустить Шуфутинского в начале сентября было бы упущением. День Шуфутинского 3 сентября активно отмечается, и это получает широкий отклик у аудитории. Мы разводим костры, обсуждаем календари и проводим мероприятия в таком духе. Это пользуется популярностью, и, по-моему, это будет продолжаться долго. С 1 по 5 число проходят мемы в стиле Шуфутинского. Люди любят это и каждый год придумывают новые и новые мемы".
Желание использовать образ известного артиста и его творчество для заработка может привести к юридическим проблемам, если нет согласия на использование песен или фотографий. Однако в данном случае мемом стала сама дата и фразы, источник которых трудно определить, утверждает адвокат Владимир Энтин: "Попытки установить, кому принадлежит та или иная фраза, могут оказаться бесплодными, так как она может быть заимствована из различных произведений на протяжении веков".
Артисту удалось добиться коммерческого успеха — солдаут в Кремлевском дворце на 6 тысяч зрителей.