Бизнес против ограничений ФАС в сфере интеллектуальной собственности
Предприниматели беспокоятся о предполагаемых мерах Федеральной антимонопольной службы (ФАС), лишающих правообладателей иммунитета от обвинений в монополизации рынков в области интеллектуальной собственности. В письме четырех ведущих деловых ассоциаций России с аргументами против законопроекта вице-премьеру Александру Новаку отмечается необходимость изменения отраслевых нормативных актов для контроля цен разработчиков ПО после отъезда иностранных компаний в 2022 году. Правительство стремится вернуть ФАС возможность бороться с монополизацией IT-рынка, но бизнес утверждает, что для этого достаточно изменений в отраслевых актах. Руководство ФАС обещает использовать предлагаемые ограничения в качестве мер по целевому контролю.
Четыре крупнейших деловых объединения России отправили письмо вице-премьеру Александру Новаку, возражая против законопроекта ФАС, который ограничивает действия антимонопольных иммунитетов в области интеллектуальной собственности. Предприниматели считают, что необходимо изменить нормы только в проблемных отраслях.
Ассоциации указывают на специфику интеллектуальной собственности, которой обладает ограниченное число лиц, что делает ее монопольной. Они предупреждают, что отмена иммунитетов может привести к потере стимулов у разработчиков. Кроме того, они указывают, что нет необходимости в предлагаемых мерах, поскольку они не подтверждены зарубежной практикой.
Законопроект обсуждает поправки к закону "О защите конкуренции" — 135-ФЗ, чтобы дать ФАС возможность проводить расследования в случае нарушения правил конкуренции правообладателями. Сейчас закон защищает их от антимонопольного преследования даже в случае монополизации.
Правительству были подняты вопросы о ценах на программное обеспечение со стороны российских разработчиков после ухода иностранных компаний, при активной цифровизации госуправления.
Нововведения и инновации на рынке
Однако изменения затронут не только сферу IT, но и все отрасли, связанные с новыми разработками, подчеркивает руководитель юридической компании «Каменская & партнеры», заместитель председателя комитета РСПП по конкуренции Татьяна Каменская. Согласно ее высказываниям, принятие законопроекта даст контролеру возможность преследовать правообладателей за злоупотребление своим доминирующим положением, проявляющимся не только в завышении цен, но также в выборе определенных партнеров и отказе от заключения определенных соглашений.
Партнер и руководитель антимонопольной практики Delcredere Анастасия Тараданкина считает опасения бизнеса обоснованными. «Ужесточение требований к правообладателю и размывание уникальности его продукта… приведет к снижению инвестиций в инновации и R&D (исследование и разработка)», — подчеркивает она.
Как пояснил статс-секретарь — заместитель руководителя ФАС Сергей Пузыревский, в предложенных ведомством поправках речь идет не о лишении защиты интеллектуальной собственности, а права на нее остаются подтверждены Конституцией, Гражданским кодексом и специализированным административным и уголовным законодательством, причем говорить о изъятии прав по антимонопольным основаниям нельзя.
«ФАС стремится к равноправию в регулировании IT-сектора с другими отраслями экономики, и проведение антимонопольных расследований в этой сфере возможно только на тех же основаниях, на которых служба ведет их на товарных рынках. Для этого необходимо фиксировать антиконкурентное поведение доминирующего участника на конкретном рынке (при контроле им более 35% его доли), или же доказать наличие картельного сговора участников — и именно в этом суть предлагаемых изменений в ФЗ-135. Конкретные пороги готовы обсудить с рынком», — отмечает чиновник и подчеркивает, что служба уже разъясняла свою позицию деловым объединениям.
В то же время в ФАС подчеркивают, что возврат к данной инициативе вызван необходимостью ограничить «острое и часто необоснованное повышение цен на IT-продукты на российском рынке».
ФАС намерена получить возможность анализировать причины повышения цен и применять антимонопольные меры только в случаях, когда рост цен последствие подтвержденного и устоявшегося судебного решения о монополизации или картельном сговоре.
Реформы в интеллектуальной сфере: реакция ФАС
Если изменение цен на программное обеспечение вызвано объективными причинами (например, необходимостью IT-вендоров инвестировать в разработку продуктов, которые стали недоступны на рынке, при этом разработчики должны доказать обоснованность затрат), претензий со стороны антимонопольного регулятора не будет. Ситуация, отмечают в ФАС, аналогична той, что сложилась с цифровыми платформами, на которые распространяется антимонопольное регулирование и где иммунитеты не действуют. Сейчас служба применяет к ним антимонопольные меры, например в виде предупреждений цифровым платформам.
«Де-факто ФАС предлагает исправить искажения, внесенные в российское антимонопольное законодательство процессом присоединения РФ к ВТО (Всемирной торговой организации). В законе “О защите конкуренции” 1991 года право антимонопольного органа вести такую работу и бороться с монополизацией и картелями на рынках интеллектуальной собственности было. Оно было скорректировано в 2002 году, а действующая конструкция сложилась в 2006–2009 годах, когда в законе появились нынешние нормы — об иммунитете для игроков рынков ИС от антикартельных и антимонопольных расследований»,— говорит чиновник, близкий к обсуждению вопроса.
«По сути, это была уступка крупным западным IT-компаниям в обмен на “мягкую” легализацию их продуктов (напомним, например, рынок операционных систем тогда практически полностью формировался нелегальными копиями продуктов Microsoft, и в отсутствие иммунитета эта компания легко могла быть обвинена в неконкурентном поведении, хотя де-факто лишь проводила кампанию по возвращению ситуации в законное русло.— )»,— добавляет собеседник.
Отметим, что применение антимонопольного регулирования в сфере интеллектуальных прав ФАС пытается ввести уже на протяжении нескольких лет.
Так, с 2016 года регулятор разрабатывал пятый антимонопольный пакет, первая редакция которого предполагала отмену таких иммунитетов для всех участников цифровой среды. Позже документ предстал в смягченной версии и был принят только в 2023 году. В 2024 году глава ФАС Максим Шаскольский вернулся к вопросу антимонопольного регулирования в сфере интеллектуальных прав и заявил, что иммунитеты правообладателей должны быть отменены.
По сути, происходящее – как реакция службы на резко снизившийся уровень конкуренции на IT-рынке, так и реакция рынка на попытку ФАС изменить правила игры на нем – это отражение передела рынков и «адаптации экономики РФ к новым условиям», о котором говорят и которого ждут власти после 2022 года. Однако следует признать, что потенциал поддержки конкуренции самими регуляторами до сих пор далеко не исчерпан.
Государство сокращает конкуренцию в сфере госзаказов
В рамках государственного заказа на программное обеспечение снижается конкуренция за счет заключения контрактов с единственным поставщиком без проведения торгов.
Такая практика, обусловленная потребностями государства в широком спектре отраслей приобрести готовое решение у надежного поставщика любыми средствами, расширяется в последние годы. Возможно, причину дороговизны программного обеспечения и монополизма на рынке следует искать именно здесь. Федеральная Антимонопольная Служба утверждает, что ограничение государственных контрактов с единственными поставщиками является приоритетным вопросом. Однако ей, вероятно, трудно добиться поддержки коллег в администрации президента, в отличие от стратегии обвинения поставщиков в завышении цен и расширения возможностей оказания давления на них.