Проблемы с поставками топлива
Количество заправок, продающих бензин, сократилось на 2,6% в России с конца июля. Особенно тяжелая ситуация наблюдается на юге страны и в Крыму. Независимые продавцы испытывают трудности из-за исчерпания запасов, тогда как крупные нефтекомпании удерживают цены ниже оптовых.
Аналитическая компания "ОМТ-Консалт" оценила, что количество заправок сократилось на 2,6% за последние два месяца, что составляет около 360 объектов. Снижение числа заправок наблюдается как у крупных нефтяных компаний, так и у независимых продавцов.
Наибольшее снижение количества заправок зафиксировано на Южном федеральном округе, а также в регионах, таких как Крым, Приволжский федеральный округ, Дальний Восток. В Крыму и Севастополе даже половина заправок прекратила продажу бензина.
Эксперты предупреждают об угрозе дальнейшего дефицита топлива из-за сосредоточенности нефтебаз на западе страны и слабой логистики у независимых операторов. Компания "Газпромнефть" заявила о бесперебойных поставках в своей розничной сети.
Из-за плановых ремонтов и инцидентов на НПЗ производство бензина снизилось примерно на 10%. Это может привести к дальнейшему ухудшению ситуации на рынке топлива.
Профицит бензина: проблемы и перспективы
В компании "ОМТ-Консалт" отмечают, что в период с января по июль было произведено около 26 млн тонн бензина при потреблении 23 млн тонн. Общие запасы держались на уровне 1,85–2 млн тонн в месяц, достигнув примерно 1,9 млн тонн в мае, что на 3% больше, чем в декабре 2024 года. Эти данные свидетельствуют о том, что имеющийся избыток и уровень запасов не компенсируют потребности рынка в периоды повышенного спроса, ремонтов НПЗ и логистических ограничений, поясняют в компании "ОМТ-Консалт".
В правительстве Крыма сообщили, что поставки на полуостров сократились из-за снижения производства на нескольких НПЗ, логистических проблем и неблагоприятных погодных условий, которые затруднили работу Керченской переправы.
Глава Севастополя Михаил Развозжаев заявил, что несколько партий бензина АИ-95 прибудут в город 24 сентября, а некоторые товары уже на подходе. Однако, отметил он, возникают затруднения с поставками бензина АИ-92. Основатель компании "Калина Ойл" Валерий Борисов отмечает, что поставки бензина и дизельного топлива с НПЗ сократились в разы и фактически приостановлены, а сроки доставки по железной дороге увеличиваются. Об ухудшении поставок также сообщили губернаторы Нижегородской и Белгородской областей Глеб Никитин и Владислав Гладков.
Управляющий партнер компании "Пролеум" Максим Дьяченко отмечает, что у независимых заправок, особенно на юге, запасы исчерпаны, а поставки с НПЗ задерживаются на срок в месяц или более. Большие нефтяные компании, по его мнению, сосредотачивают поставки на собственных сетях, где цены ниже оптовых, что усугубляет конкуренцию для независимых участников рынка. Глава Независимого топливного союза Павел Баженов отмечает, что средняя маржа на заправках в настоящее время ниже необходимого уровня: "Для нормального функционирования требуется минимум 5 рублей за литр, но во многих регионах работа идет в убыток". Независимые сети являются ключевыми клиентами мелкооптовых поставщиков, их отток приводит к уменьшению объемов продаж, подчеркивает руководитель аналитического отдела компании "Риком-Траст" Олег Абелев.
Биржевые цены на бензин марки АИ-92 обновляют максимальные значения третий день подряд. Цены на эту марку на Петербургской товарной бирже по индексу европейской части России 24 сентября выросли на 0,05%, достигнув 73,68 тыс. рублей за тонну. Цены на бензин марки АИ-95 увеличились на 0,27%, до 79,39 тыс. рублей за тонну. Стоимость дизельного топлива снизилась на 0,20%, до 72,06 тыс. рублей за тонну.
По информации источников, в правительстве обсуждают возможное продление запрета на экспорт бензина до конца года и введение запрета на вывоз дизельного топлива.
Экспорт бензина: ограничения продлят до года
В настоящее время запрет на экспорт бензина продлен до 30 сентября с учетом крупных производителей. С 1 октября запланировано снятие запрета для последних и сохранение для остальных участников экспортных операций до 31 октября.
Управляющий партнер NEFT Research Сергей Фролов заявляет о продлении эмбарго на вывоз бензина для всех игроков рынка до конца текущего года. Он утверждает, что регулятор не имеет альтернативы, так как присутствует серьезный дефицит в торговых объемах. По мнению эксперта, рынок дизтоплива легче стабилизировать из-за избытка в два раза — в этом случае производители могут избежать запрета. Старший аналитик БКС Кирилл Бахтин полагает, что ограничение на дизтопливо маловероятно. Эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков дополняет, что это может привести к избытку на внутреннем рынке и росту оптовых цен, так как компании будут возмещать упущенную прибыль.
Минэнерго утверждает, что внимательно следит за ситуацией в регионах и контролирует обеспечение топливом. При временном запрете на экспорт бензина дополнительные объемы светлых нефтепродуктов направляются на внутренний рынок, формируются запасы для оперативного реагирования при необходимости, уточняют в ведомстве.
Павел Баженов прогнозирует, что после завершения пикового сезона при усиленном контроле и без непредвиденных обстоятельств ситуация должна стабилизироваться к концу октября.