Рост автокредитов на новые автомобили
Увеличение доли кредитов на приобретение новых машин в мае достигло максимума с ноября 2020 года. Дилеры активно продвигают продажи инициированные государством, увеличивая количество выданных автокредитов для новых авто. В отличие от этого, ставки на б/у транспорт превышают 28% годовых, что не способствует быстрому восстановлению этого сегмента.
В мае банки предоставили россиянам 74,79 тыс. автокредитов на сумму 97,28 млрд рублей. 69% всех кредитов и 70% всей суммы пришлись на новые автомобили. В этих цифрах отражается увеличение спроса на новые машины и рост средней суммы кредита, который на данный момент составляет 1,527 млн рублей.
Одновременно с увеличением новых автокредитов снизилась доля б/у автомобилей в общем объеме. Средняя сумма кредита в этом сегменте сейчас равна 1,289 млн рублей.
Спрос на новые автомобили продолжает оставаться высоким, что подтверждают банкиры. Они указывают на смещение интереса покупателей в пользу новых машин из-за активности производителей и отсутствия привлекательных условий для б/у транспорта.
Интересно, что уровень ставок на автокредиты на подержанные автомобили значительно выше, чем на новые. Это также оказывает влияние на спрос на разные сегменты рынка. Для сегмента б/у авто актуальность новых программ кредитования остается неопределенной.
Влияние ЦБ на автокредитование: ожидания экспертов
Однако другие аспекты также оказывают воздействие. Например, предстоящие дополнительные жестчения со стороны Центробанка, выделяет г-н Васильев. «Финансовые учреждения готовятся к внедрению макропруденциальных ограничений в сфере автокредитования с 1 июля, а доля заемщиков с высоким уровнем долговой нагрузки в сегменте подержанных машин в целом выше,— подчеркивает главный аналитик по банковским оценкам "Эксперт РА" Иван Уклеин.— Ранее Центробанк отмечал, что значительная часть формально оформленных нецелевых автокредитов в нишевом секторе на самом деле является попыткой обойти регулятивные нормы в сфере потребительского кредитования. В настоящее время подобные практики постепенно ограничиваются».
Несмотря на сокращение ключевой ставки Центробанком с 21% до 20% впервые за длительный период (см. от 7 июня), эксперты не ожидают позитивной динамики на рынке автокредитования. «Мы прогнозируем значительное снижение объема автокредитования к концу года — по сравнению с прошлым годом сегмент может уменьшиться на 40–50%,— отмечает руководитель отдела рейтингов учреждений финансового сектора агентства НКР Егор Лопатин.— Восстановление ситуации в данном сегменте возможно не ранее, чем после снижения средних ставок автокредитов ниже отметки в 20%».
Ксения Дементьева