Рост ставок фрахта на морские перевозки и причины за ним стоящие
Увеличение цен на перевозку угля из российских портов в различные страны Азии объясняется несколькими факторами. Это включает в себя ограниченное количество судов, проблемы с организацией в некоторых портах и повышенный спрос на определенных рынках. Рост тарифов также может снизить объем поставок на более дальние направления.
Согласно отчету NEFT Research, стоимость морских перевозок угля в Китай, Индию, Южную Корею и Турцию выросла на третьей неделе октября на 7,2%, в зависимости от порта и типа судна.
Например, цена на фрахт танкера Capesize, перевозящего уголь в Китай, возросла на 0,8–3,7%, в зависимости от порта. Наибольший рост стоимости отмечен в Тамани, где тарифы достигли $31,1 за тонну. В то же время, расходы на перевозку из портов Восточный и Ванино увеличились на 1,1% и 0,8%, соответственно.
Для Индии, стоимость перевозки угля Capesize также увеличилась на 0,2–0,7%, в зависимости от порта отправления. В Тамани тарифы достигли $20,7 за тонну, в то время как в портах Восточный и Ванино они составили $16,2 и $15,7 за тонну.
На Южную Корею цены выросли на 0,5–0,9%, до $5,7 за тонну для порта Восточный, $6,4 за тонну для Ванино и $28,8 за тонну для Тамани. Перевозка в Турцию стала дороже для судов Panamax из Усть-Луги — на 7,2%, до $19,3 за тонну.
Эксперты из NEFT Research отмечают, что повышение тарифов объясняется нехваткой доступных судов и задержками в некоторых портах из-за нестабильного спроса на уголь.
Председатель совета директоров «Совфрахта» Дмитрий Пурим подчеркивает, что тарифы на юге напрямую зависят от рынка зерна, который показывает спад, в то время как спрос на уголь остается стабильным. Он также отмечает, что в последние два месяца большинство грузов угля были вывезены только из-за спекуляций на рынке зерна, что не выгодно с точки зрения экономики. По мнению Пурима, ставки на Дальнем Востоке традиционно в два раза ниже, чем на юге, из-за избытка тоннажа от китайских перевозчиков. Он также отмечает, что в южных регионах доступность судов ограничена, а ситуация усугубляется из-за наличия судов под санкциями и нехватки новых судов.
Эксперты прогнозируют рост стоимости угля из России из-за ужесточения ограничений в Китае
Рост перевозок угля из дальневосточных портов в Китай может быть связан с увеличением спроса на импортный энергетический уголь из-за ожидаемого снижения добычи в КНР. Серия аварий на шахтах привела к ужесточению контроля и сокращению производства части предприятий. Рост стоимости фрахта связан с инфляцией транспортных затрат, отмечают эксперты.
Увеличение стоимости фрахта затронет поставки угля в Юго-Восточную Азию из портов Северо-Запада. Небольшие добытчики угля в России уже работают в плюс на Дальнем Востоке, но при экспорте через другие порты могут терять. Турция, Индия и Ближний Восток остаются выгодными рынками для угольного экспорта.
Российский энергетический уголь варьируется в цене от $77 до $93,4 за тонну, металлургический уголь стоит от $134,3 до $211,6 за тонну. Объем экспорта угля из РФ за 2025 год вырос на 3,8% до 152,6 млн тонн по сравнению с предыдущим годом.

