Глава государства запустил терминал Хабаровского аэропорта
Повышение доступности авиаперелетов в Дальнем Востоке
Программа льготного финансирования не делает межрегиональные авиаперелеты из дальневосточных городов доступными. Существует ли возможность улучшить эту ситуацию?
В рамках Восточного экономического форума обсуждалась проблема доступности авиаперелетов из Дальнего Востока на сессии "Авиация в регионе: пути развития".
По мнению генерального директора "Авроры" Константина Сухоребрика, основные расходы при авиаперевозках связаны с оплатой аэропортовых услуг, включая взлет и посадку. Специалисты утверждают, что даже при применении "плоской" тарифной системы, после оплаты аэропортов компании, как "Аэрофлот", остается лишь 3-5% от суммы льготы. Этого недостаточно для обеспечения устойчивого бизнеса авиакомпаний. Субсидия, выделенная на пассажироперевозки, фактически уходит на оплату аэропортов.
Также, рассмотрим ситуацию в удаленном населенном пункте, где отсутствует взлетно-посадочная полоса и используется только вертолет. Емкость такого вертолета составляет, скажем, 12 пассажиров. Стоимость билета - 5000 рублей, общая сумма - 60000. Однако, оплата за взлет и посадку - 180000.
С другой стороны, "Аврора" уже имеет опыт работы с аэродромами, где нет аэропортовских сборов: компания не покупает аэропорты, а берется их обслуживать. Примеры такого взаимодействия уже есть в Приморском крае, и многие люди отказываются от автобусов, предпочитая местную авиацию из-за отсутствия аэропортовских сборов. Это позволило снизить стоимость билетов.
Это один из путей увеличения доступности авиаперевозок. Другой подход - расширение авиапарка. Для успешного функционирования компаниям нужны современные экономичные самолеты.
На форуме было достигнуто соглашение о поставке 50 легких многоцелевых самолетов "Байкал" с 2027 по 2031 год. Однако они будут переданы "Аэрохимфлоту" для использования в сельском хозяйстве. Тем не менее, такие самолеты очень важны для региональных и межрегиональных маршрутов.
Полет демонстрационного "Суперджета", собранного с применением отечественных технологий, состоялся в Комсомольске-на-Амуре 5 сентября. Оцените это достижение.
Этот самолет на 98,9% произведен в России. Уже построены три полностью местных воздушных судна, характеризующихся улучшенной безопасностью по сравнению с предыдущей версией с иностранным двигателем.
На данный момент на заводе находится более 20 самолетов разной степени готовности, а корпуса готовы на 90%. По словам представителей ПАО "Яковлев", они довольны тем, как вышел самолет, и отмечают повышенный уровень безопасности.
Развитие авиации на Дальнем Востоке: возможности и перспективы
Стоит отметить, что в Комсомольске завод "Яковлев" расширяет производственные мощности для сборки самолетов на конвейере.
Ранее на Дальнем Востоке, особенно в северных районах, были развиты внутрирегиональные авиаперевозки. Самолеты использовались как общественный транспорт. Возобновятся ли такие практики?
По мнению Павла Симигина, на данный момент востребован только самолет "Байкал". Прежний Л-410 уже не имеет смысла для закупки, к тому же страна-производитель перестала быть нам дружественной.
Для решения этой задачи было решено создать совместные рабочие группы с Росавиацией и крупными авиаперевозчиками для запуска внутрирегиональных маршрутов.
С точки зрения законодательства, авиаперевозки - один из самых строго регламентированных видов транспорта. Буквально все аспекты регулируются, и, возможно, потребуется небольшое внесение изменений в законодательство.
Необходимо, чтобы все заинтересованные стороны принимали активное участие в этом процессе. Как это произошло в Комсомольске, где усилиями губернатора Хабаровского края Дмитрия Демешина аэропорт Хурба вернулся в государственную собственность. Там имеется подходящая взлетно-посадочная полоса, и ранее осуществлялись прямые рейсы в Москву, Хабаровск и Владивосток.
Портам таких городов необходимо придать жизнь, ведь без авиации нам никуда: расстояния велики, а уголков, куда не дойдет железная или автомобильная дорога, у нас много.
Недавно Якутия активно предлагала использование легкомоторной авиации, как в Аляске. Это разумное решение или путь в никуда?
По мнению Павла Симигина, легкомоторная авиация для двух-четырех пассажиров - это народная авиация. Если удастся установить нулевую ставку для аэропортовских сборов, это поможет развитию частной авиации. Например, в Приморье есть любители авиации с небольшими частными самолетами разного класса, но сейчас им не хватает адекватной взлетно-посадочной полосы.
Если удастся решить вопрос сбора за наземное обслуживание через Минфин, мы увидим бурное развитие частной авиации.
Предложение о передаче аэропортов на Дальнем Востоке в управление "Авроре"
На одной из сессий ВЭФ прозвучало предложение передать всю региональную аэропортовую инфраструктуру на Дальнем Востоке в управление авиакомпании "Аврора". Каковы плюсы и минусы такого шага?
Павел Симигин отметил, что гендиректор "Авроры" высказал поддержку идеи и готов взять аэропорты под контроль.
Финансирование такой инициативы возможно за счет перераспределения средств, поскольку авиакомпании все равно получают субсидии. Также можно осуществить оптимизацию содержания и управления аэропортами.
Монополизации данной сферы, считает Симигин, не произойдет, так как аэропорты будут обслуживать не только "Аврору", но и других перевозчиков, включая частную авиацию.
Однако для внедрения такого решения необходимо согласование с Росавиацией, оценка финансовых аспектов и изменения законодательства.
На ВЭФ-2025 также была проведена сессия о авиаперевозках, где обсуждались конкретные меры для достижения цели увеличения объема межрегиональных авиаперевозок к 2030 году до 4-5 миллионов пассажиров.