Депозиты в приоритете
Многочисленные акционные предложения на свежие транспортные средства не увеличили значительно запрос на рынке, указывает статистика автопродаж за март. Сезонный фактор также оказался неэффективным: обычно к марту интерес к приобретению возрастает, но при текущей ключевой ставке граждане предпочитают сохранять финансы на депозитах, а не тратить их. Дилеры прогнозируют умеренный рост продаж в апреле по сравнению с мартом, однако общие прогнозы на год остаются пессимистичными. Изменения могут начаться не раньше конца лета, и главное условие — уменьшение денежно-кредитной политики.
Продажи новых легковых автомобилей в марте упали на 45,5% год от года, до 79,8 тыс. штук, подсчитали в «Автостате». Ожидаемого роста спроса в первый весенний месяц не произошло, что подтверждают аналитики. Эксперт Владимир Беспалов объясняет, что на падение рынка продолжают влиять высокие кредитные ставки, выбранный прошлогодний спрос и ожидания возвращения ряда иностранных брендов, что, по его мнению, случится нескоро. Также эффект высокой базы в некоторой степени повлиял на динамику, добавляет господин Беспалов.
В марте по данным «Автостата» лидирует отечественная Lada, доля которой составляет более 31% рынка.
Продажи автомобилей бренда снизились на 36,9%, до 25,17 тыс. штук. В АвтоВАЗе сообщают о продажах 28,7 тыс. автомобилей, включая легкие коммерческие Lada Largus, что на 33% ниже уровня марта прошлого года. Второе место занимает бренд Haval, уменьшивший продажи на 39%, до 9,79 тыс. штук. Третье место занимает марка Chery, продажи которой снизились на 36,1%, до 8,4 тыс. штук. За ними идут Geely и Changan с результатами 65,8%, 5,13 тыс. штук, и 59,4%, до 3,79 тыс. штук, соответственно. В рейтинге моделей агентства лидирует Lada Granta, на втором месте — Lada Vesta, на третьем — Haval Jolion.
Результаты за первый квартал также демонстрируют отрицательную динамику: рынок падает на 25,3% год к году, до 246,93 тыс. штук, говорят данные агентства. Все бренды из топ-5 сократили продажи в стране: Lada — на 15%, до 77,28 тыс. штук, Haval — на 17,1%, до 31,19 тыс. штук, Chery — на 19,2%, до 25,76 тыс. штук, Geely — на 54,6%, до 16,45 тыс. штук, и Changan — на 34,3%, до 13,29 тыс. штук.
Сейчас нет активности со стороны покупателей на рынке, утверждает директор ГК «Автодом» Андрей Ольховский: «Все средства направили в депозиты и получают 21% по ним, осознавая, что приобретение автомобиля можно отложить».
Объем продаж автомобилей: скидки и прогнозы
Руководитель отдела продаж новых машин у компании "Рольф" Николай Иванов подмечает, что многочисленные скидки не влияют на итоговые продажи на рынке. Уменьшение цены на автомобили на сумму от 100 до 300 тыс. рублей, по мнению менеджера, не оказывает значительного воздействия на покупателей, особенно при условии ограниченного доступа к кредитам.
Специальные предложения на более дорогие машины со скидками до 1 миллиона рублей, как правило, распространяются на автомобили стоимостью от 5 до 6 миллионов и более. Это сегмент премиум-класса, где спрос отличается индивидуализацией и не поддается внешним скидкам, по словам г-на Иванова.
Глава компании "АвтоСпецЦентр" Андрей Терлюкевич считает, что восстановление авторынка не предвидится в ближайшем будущем. Он предполагает, что бренды, не входящие в топ-10 по продажам, могут покинуть рынок, если поймут, что объемы не увеличатся хотя бы до уровня прошлого года.
Николай Иванов и Андрей Терлюкевич высказывают пессимистичные прогнозы относительно будущего рынка. Они считают, что 2025 год будет годом очистки складов и сложным для отрасли. Иванов предполагает, что спрос начнет восстанавливаться не раньше лета, и ключевым фактором для выхода из стагнации останется изменение кредитно-финансовой политики.
Несмотря на общий негативный тренд, дилеры ожидают, что продажи автомобилей в апреле улучшатся по сравнению с мартом. Однако заместитель генерального директора по продажам в компании "Авилон" Ренат Тюктеев прогнозирует прирост не более 10% относительно марта.