Проблемы лизинговых компаний с реализацией изъятой техники
Кредиторы борются с избавлением от конфискованных автомобилей, сталкиваясь с удлинением периода реализации и высокими затратами на содержание складов. В основном пострадали мелкие фирмы и компании вне банковского сектора. Эксперты считают, что пик конфискаций позади, но ускорение продаж возможно лишь при существенном снижении ключевой ставки.
Опрос ОЛА и агентства "Автостат" показал, что продажи изъятого имущества затянулись на 30%, при этом более половины участников зафиксировали увеличение продолжительности реализации.
Исследование с участием 100 респондентов, среди которых топ-10 лизинговых компаний, подтвердило это явление.
Сейчас продажи могут затянуться на месяцы. Минимальные сроки продажи легковых автомобилей и строительной техники составляют 1–1,5 месяца, в то время как грузовых и сельскохозяйственной техники — до полугода. Это значительно больше продолжительности продаж в 2023 году.
Проблемы с продажей затрагивают в основном автотранспорт, особенно грузовые машины. Стоимость хранения изъятой техники приносит значительные расходы, что делает продажу экономически более выгодной стратегией, чем аренда.
Стоки и спрос в лизинге: реалии и перспективы
В корпорации сообщили, что ранее автомобили чаще передавали в лизинг, но теперь предпочитают продавать за наличные для избежания увеличения запасов. В среднем ежемесячно реализуется около 1 тыс. машин (50–60% уходит в лизинг, остальные продаются за наличку). На конец мая запасы превышали 4,5 тыс. единиц.
Главным препятствием является снижение спроса. Например, интерес к подержанной грузовой технике сократился на 11%.
Это связано с уменьшением инвестиций, особенно в строительство. Некоторые фирмы предлагают крупные скидки для быстрого реинвестирования. «Альфа-Лизинг» дает дисконт при покупке от двух единиц.
Специализированные компании рискуют больше всего, так как эти сегменты показывают рост изъятий. Региональные конторы и маленькие фирмы также подвержены риску из-за обремененности по кредитам.
Однако рынок ожидает улучшения во второй половине года. Несмотря на возможный рост возвращенной техники до 8–10%, пик возвратов уже прошел. Спрос на грузовики увеличится из-за сельского хозяйства и строительства в южных регионах. Ускорение продаж возможно только при снижении ключевой ставки до 15%.
Елена Ванюшина