Планы Минэкономики и новые правила для роботов-доставщиков
В 37 регионах скоро появятся роботы-доставщики, их количество вырастет с 150-160 до 2,6 тыс. штук, благодаря утвержденному проекту постановления правительства. Этот документ впервые закрепит использование роботов на дорогах. В рамках нового экспериментального правового режима (ЭПР) будет установлено ограничение скорости для подобных устройств - 25 км/ч, а также обязательное страхование каждого робота и подробные инструкции на случай аварий.
Минэкономики представило проект постановления правительства, в котором подробно разъясняется экспериментальный правовой режим использования роботов-доставщиков. Документ в скором времени будет опубликован для обсуждения.
На данный момент роботы уже функционируют в Москве, Иннополисе (Татарстан) и Мурино (Ленинградская область). Всего в эксплуатации находится 150-160 роботов, все они в собственности компании "Яндекс". К сети присоединены более 580 ресторанов и других партнеров. По оценкам Минэкономики, в Москве роботы ежемесячно выполняют 30 тыс. доставок.
Пока что роверы отсутствуют в ПДД и законодательстве, это означает, что они находятся вне юридического поля. Постановление призвано закрыть этот пробел.
В документе подробно описывается термин "ровер": "Устройство с автоматизированной системой управления, предназначенное для предоставления услуг на дорогах, пешеходных и велосипедных дорожках, в жилых, велосипедных и пешеходных зонах, а также внутри зданий". Устанавливается ограничение скорости: 25 км/ч общее, 10 км/ч на тротуарах, 6 км/ч на дорогах. В случае создания помех для пешеходов, робот должен замедлиться или остановиться. Каждый робот должен быть застрахован на 500 тыс. рублей в случае ДТП, и иметь собственный номер и QR-код.
Проект ЭПР также содержит инструкции по действиям в случае аварии с участием роботов. Если нет пострадавших и претензий к "Яндексу", можно покинуть место происшествия. В случае ущерба, необходимо вызвать полицию. Ответственность за ущерб будет на "исполнительном органе" компании, а также на диспетчере или сотруднике по техническому обслуживанию робота.
Планируется разработать новый ЭПР
Сообщается, что "Яндекс" подал заявку на разработку нового ЭПР в Минэкономики. Компания объяснила, что этот проект необходим для расширения бизнеса рободоставки на 20 новых регионов, включая Санкт-Петербург, Татарстан, Башкирию, Ростовскую и Московскую области. В новом проекте речь идет уже о 37 регионах, включая Удмуртию, Чувашию, Рязанскую, Ярославскую, Тюменскую, Новосибирскую, Иркутскую и Оренбургскую области.
В пресс-службе "Яндекса" подчеркнули, что выбранные регионы обладают потенциалом для расширения технологии рободоставки с точки зрения инфраструктуры, логистических сценариев и поддержки со стороны местных властей. Обновленный список регионов поможет компании протестировать технологию в различных условиях эксплуатации и учесть их специфику для будущего регулирования. Согласно Владимиру Волошину, директору департамента цифрового развития и экономики данных Минэкономразвития, эксперимент будет проведен сразу в 37 субъектах Российской Федерации. Целью ЭПР является комплексное тестирование технологии и значительный вклад в развитие сервисной области робототехники.
Также отмечены изменения в проекте постановления, которых не было в первоначальной заявке. Теперь установлены обязательные параметры для роботов-доставщиков, такие как высота красного "флажка" не менее 100 см, максимальная мощность двигателя не превышает 4 кВт, а время на эвакуацию сломанного ровера увеличено с 2 до 4 часов. Документ также содержит показатели эффективности ЭПР: в первом полугодии 368 роверов должны доставить 310 тыс. заказов, а к концу третьего года парк роботов-доставщиков составит 2,68 тыс. штук.
Кроме того, ВЦИОМ провел исследование отношения граждан к автономным технологиям, включая роботов-доставщиков. Результаты пока не опубликованы, но 64% опрошенных проявили интерес, 24% ждут событий, 15% вдохновлены, а 8% испытывают страх.