Рост экспорта нефти из РФ: маршруты и стоимость
После стремительного падения конце июля экспорт нефти по морю из РФ увеличился вдвое. Объемы доставок вернулись к обычным уровням, в то время как поставки из Новороссийска достигли исторического максимума. Вопреки давлению со стороны США, нефть из России по-прежнему направляется в Индию, Китай и Турцию. Однако растущая неопределенность отражается на путях следования, сроках доставки и стоимости транспортировки.
После рекордного снижения морской экспорт российской нефти на неделе 28 июля — 3 августа увеличился более чем в 1,5 раза относительно предыдущей недели, до 480 тыс. тонн в сутки, подсчитали в Центре ценовых индексов (ЦЦИ). Поставки из всех российских портов вернулись к уровням до просадки, а экспорт из Новороссийска достиг рекордных 103 тыс. тонн в сутки за счет увеличения отправок в Турцию.
С увеличением объемов отгрузок и геополитической неопределенностью стоимость фрахта продолжает расти, отмечают в ЦЦИ. Согласно аналитикам, перевозка нефти из портов Балтики и Новороссийска в Индию и Китай для судов класса Aframax увеличилась на 3–4% за неделю, до $8,5 и $11,5 за баррель соответственно. Стоимость транспортировки в Турцию осталась на уровне $3,6–6,3 за баррель после повышения на 30% предыдущей неделей.
- В июле, согласно данным S&P Global, объем морского экспорта нефти из РФ снизился до 3,46 млн баррелей в сутки (б/с), что стало минимумом с марта.
- Поставки в Китай сократились на 8% к июню, до 956 тыс. б/с в связи с ремонтами на НПЗ, в Индию — увеличились на 5%, до 1,72 млн б/с.
По сообщению ЦЦИ, из-за давления со стороны США на Индию, семь танкеров с российской нефтью столкнулись с сложностями при доставке в порты страны. Однако, по данным отслеживания судов, к 5 августа четырем танкерам все же удалось разгрузиться в Индии после задержек длительностью от пяти до семи суток. Еще два судна находятся в пути в Индию, в то время как один из танкеров был переадресован в Китай.
6 августа президент США Дональд Трамп ввел дополнительные пошлины в размере 25% для Индии, начиная с 27 августа, в ответ на продолжающиеся закупки российской нефти, заявил Белый дом. В случае отказа от российской нефти, Индия может сильно выиграть от увеличения добычи странами ОПЕК+, что приведет к увеличению предложения нефти из Ближнего Востока и падению цен на нее, считают в ЦЦИ. По оценкам аналитиков, крупнейший в Индии производитель нефти Indian Oil Corporation закупил 4,5 млн баррелей нефти из США. Но, специалисты сомневаются в возможности полного перехода Индии на американскую нефть.
Согласно ЦЦИ, после договоренности между США и ЕС основная часть американской нефти будет направлена в европейские страны.
Экспорт нефти из РФ в Индию: анализ и прогнозы
Исследователь из БКС Кирилл Бахтин отмечает, что ежемесячные поставки российской нефти в Индию составляют 1,8 млн б/с, или 1,8% всей мировой добычи жидких углеводородов. Потребление нефти в Индии достигает 5,8 млн б/с, исходя из чего он подчеркивает важность российских поставок в текущей ситуации. По его мнению, если российский экспорт на время остановится из-за роста цен на нефть, все страны-потребители пострадают.
Эксперт из Финансового университета, Игорь Юшков, также высказывает опасения относительно возможного повышения цен на нефть. По его мнению, Россия не сможет быстро перенаправить поставки, и придется уменьшить добычу. Это может вызвать дефицит на мировом рынке и привести к росту цен выше $100 за баррель. Аналитики предполагают, что Китай может увеличить закупки за счет снижения цены на российскую нефть, однако полное перенаправление поставок из Индии на китайский рынок маловероятно.
Аналитики из Центра стратегических исследований указывают, что в третьем квартале экспорт нефти из России традиционно снижается из-за увеличения внутреннего спроса. В августе не ожидается значительных изменений в объеме отгрузок. По прогнозам Кирилла Бахтина, экспорт нефти из России будет продолжать расти в августе благодаря увеличению квоты ОПЕК+ и проводимым на НПЗ работам. По данным Reuters, экспорт нефти из России в августе может увеличиться на 200 тыс. б/с после произошедших инцидентов на НПЗ, которые привели к сокращению переработки.