Динамика продаж сладостей
Продажи кондитерских изделий увеличились, шоколад теряет популярность
По июнь 2025 года продажи кондитерских изделий выросли на 4% в натуральном выражении и на 17% в денежном. Рост касается большинства сладостей, за исключением шоколадных конфет и батончиков, продажи которых снизились на 3% и 8% соответственно. Мармелад и пастила/зефир показали наибольший рост в натуральном выражении (12% и 9%). Также увеличилось спрос на печенье, вафли и пряники.
Причиной снижения популярности шоколада стали высокие цены на него. Потребители предпочитают более доступные варианты, например, печенье с шоколадом, как отмечает Римма Чурина, руководитель отдела "Потребительская панель" в ICMR.
Спад востребованности шоколада совпал с ростом его цен. Средняя розничная цена на шоколад к сентябрю 2025 года увеличилась на 31,1% по сравнению с уровнем 2024 года. Стоимость зефира поднялась на 9,5% до 481,7 руб./кг.
Повышение себестоимости шоколада связано с дефицитом сырья на мировом рынке. Цены на какао-бобы на бирже к концу августа превышали 7,5 тыс. долларов за тонну, по словам Дмитрия Леонова, заместителя председателя правления "Руспродсоюза".
Вячеслав Чеглов, профессор РЭУ им. Г.В. Плеханова, отмечает, что потребители не готовы к резкому увеличению цен на шоколад, и уменьшение веса плиток при сохранении цены не всегда целесообразно.
Станислав Богданов, председатель "АКОРТ", подтверждает, что кондитерские изделия занимают третье место в объеме продаж продовольствия после молочной и мясной продукции. Он также отмечает, что при росте цен на шоколад увеличивается популярность других сладостей, где шоколад не является основным компонентом.
Согласно экспертам, потребители выбирают мармелад и зефир с пастилой, считая их более здоровыми вариантами. Диетические сладости (без сахара, с повышенным содержанием белка) также демонстрируют двойственные темпы роста.
В ближайшей перспективе натуральный шоколад станет элитным товаром, предполагает Чеглов. Даже при улучшении экономической ситуации и урожая какао бобов, цены на шоколад вернутся к прошлым уровням вряд ли из-за сложности логистики и желания владельцев плантаций сохранить сверхприбыль.
Предложение инновационных продуктов с более здоровым составом и доступной ценой может замедлить тенденцию перехода на мармелад и зефир, считает Леонов.