Россияне высказывают претензии о навязывании дополнительных услуг при получении ипотеки
Жалобы, размещенные в «Народном рейтинге» были замечены изданием «Известия».
Это касается не только покупки ипотечного страхования на жилье, что обязательно по закону, но и, например, оформления подписки на онлайн-кинотеатр, защиты карты или полиса от утраты работы.
В рамках оформления ипотеки в Сбербанке предлагается активировать подписку «Домклик Плюс». Этот пакет включает в себя онлайн-кинотеатр и музыкальный сервис. В случае отказа от подписки процентная ставка автоматически увеличивается на 1 процентный пункт.
Согласно заявлениям клиентов «Рефинанса», стоимость дополнительных услуг может достигать от 30 до 50 тысяч рублей, а оплата страховок требуется ежегодно.
Один из клиентов Банка ДОМ.РФ пожаловался на пакет дополнительных услуг на сумму 22 тысячи рублей, который включал в себя страхование от потери работы, полис для семьи и защиту карты.
В Альфа-Банке отказались принимать страховой полис на жизнь и здоровье от сторонней компании. Вместо этого банк предложил выбрать полис от своих аккредитованных партнеров, заявил клиент банка.
Клиенту ВТБ было сообщено о необходимости застраховать жизнь и имущество за три дня до сделки, и ему пришлось заключить договор с дочерним подразделением банка.
По мнению Центробанка, оформление страхования жизни не является обязательным условием для получения ипотеки, и банкам запрещено формулировать такие требования. Однако финансовые учреждения объяснили, что предоставляют заемщикам выбор – получить скидку на ставку или заключить страховой полис. Оказывается, что приобретение дополнительных услуг в итоге выгоднее, чем платить за ипотеку даже на 1 процентный пункт больше, поэтому заемщики предпочитают страхование.
В то же время, заявленный полис клиент может купить в любой страховой компании, при соблюдении условий страхования, соответствующих требованиям банка, подчеркнули в Центробанке. Кредитная организация должна снизить процентную ставку также, как если бы клиент приобрел страховку у самого банка. В случае отказа заемщик имеет право обратиться с жалобой в Банк России.
Против навязывания дополнительных услуг можно встать через подписание письменного отказа от некорректно рассчитанной ипотеки, утверждает директор фирмы fam Properties по рынкам России и стран СНГ Валерий Тумин. Данное документо может использоваться для направления жалобы в Банк России, ФАС или Роспотребнадзор. Это поможет привлечь внимание регулирующих органов к проблеме, хотя не гарантирует снижение процентной ставки после разбирательства, заключил он.