Российский уголь в кризисе: есть ли шансы на восстановление экспорта?

Новости
03
Рефинанс

Кризис в угольной отрасли России

Экспорт энергетического угля из России в настоящее время приносит убытки на всех направлениях поставок. Отрасль находится в продолжительном кризисе, но ситуация может измениться. При условии небольшой поддержки угольных компаний, возможно преодолеть трудные времена и сократить убытки. Такие выводы содержит анализ перспектив экспорта угля, подготовленный специалистами NEFT Research.

Сложившаяся ситуация на рынке угля

Настоящая обстановка не означает, что все производители угля, отправляющие свою продукцию на экспорт, работают в убыток. Однако в общем, большинство компаний из основного угледобывающего региона России - Кузбасса - не могут экспортировать уголь с прибылью в любом из своих направлений, уточнил эксперт в области финансов и основатель аналитического агентства "Альфастат" Данил Токмин, представивший отчет в пресс-центре "Россия сегодня".

Обсуждаются четыре основных пути экспорта угля за границу: порт Восточный на Дальнем Востоке, порт Тамань на Черном море, арктический порт Мурманск и порт Усть-Луга на Балтике. Наибольшие убытки для производителей угля происходят при отправке товара через порт Усть-Луга, меньшие - через порт Восточный.

С 2022 года доходы отрасли сократились на 41%, а доля угольных компаний, работающих в убыток, выросла с 19% до 71%. Убытки за первое полугодие 2025 года (172 млрд рублей) превысили общий объем убытков за весь 2024 год (124 млрд рублей).

Пока убытки не привели к полному прекращению экспорта, хотя некоторые компании уже отказались от отправки угля за рубеж из-за высоких издержек. Токмин пояснил, что существуют долгосрочные контракты на поставку, которые необходимо исполнять, и в некоторых случаях прекращение экспорта обходится дороже, чем его продолжение при операционном убытке.

Причин кризиса в отрасли несколько. Во-первых, снижение мировых цен, которые с пиков 2022-2023 годов упали до уровня 2020 года. Кроме того, российский уголь торгуется с дисконтом с 2022 года, что является второй причиной проблем. В 2022-2023 годах скидка на российский энергетический уголь достигала 27%, но в 2024 году сократилась до 8-9%, однако при минимальных мировых ценах на уголь это значительно ухудшило экономическую ситуацию для добывающих предприятий из-за роста логистических издержек из-за санкций - это третья причина.

В 2021 году Россия экспортировала 216 млн тонн угля (только поставки по железной дороге) при добыче в объеме 435 млн тонн. Отказ ЕС от российского угля и прекращение экспорта в Украину привели к сокращению объемов экспорта на 50 млн тонн и 15 млн тонн соответственно, а также к уменьшению закупок со стороны стран, ориентированных на США и ЕС. Фактически, треть рынков сбыта угля оказались закрытыми для России. По оценкам NEFT Research, общие потери отрасли с 2022 года превышают 1,2 трлн рублей.

Часть объемов удалось перенаправить, но далеко не все. В 2024 году (по данным РЖД) экспорт составил 173 млн тонн при добыче 439 млн тонн. Внутреннее потребление, конечно, выросло, однако главную роль в увеличении производства при снижении экспорта сыграло увеличение запасов угля на складах - на 20 млн тонн с 2021 года. Одной из основных причин, почему не удалось перенаправить весь грузовой поток, стали логистические трудности. По мнению Токмина, в 2024 году портовая инфраструктура по всем четырем направлениям способна обеспечить экспорт. Однако в 2024 году железнодорожные пути к портам Усть-Луга и Восточному были загружены на 99% и 97% соответственно, что стало основным ограничением для экспорта. На пути к портам Тамань и Мурманск главной проблемой стала невысокая рентабельность экспорта.

По планам РЖД к 2030 году планируется значительное увеличение пропускной способности железнодорожной инфраструктуры к портам, а также увеличение количества портов и расширение мощностей уже существующих. Токмин считает, что, даже при возможных изменениях в сроках, эти работы в основном помогут решить проблемы с логистикой угольного экспорта.

Однако останется проблема рентабельности поставок. Многие прогнозы предполагают, что цены останутся на текущем уровне еще 2-3 года, после чего возможно небольшое увеличение, однако с учетом мировой инфляции изменения будут незначительными.

К 2024 году 27% добычи российского угля (включая 46% энергетического) было нерентабельно для экспорта. Уже произошедшее снижение цен на 20-25% в 2025 году приведет к сокращению доли потенциально рентабельного экспорта с 73% до 30-40%, считают в NEFT Research.

95 percent
Наших клиентов получают положительное решение в банке
Выгодные кредиты в одном месте
Получить решение

Угольная отрасль: текущее положение и перспективы

При этом, как отметил Токмин, себестоимость добычи угля в России очень низкая, и даже несмотря на большое логистическое плечо (транспортировка на дальние расстояния), мы оказываемся в более выигрышном положении по сравнению с конкурентами. Поэтому период низких цен хоть и напрямую затрагивает нас, но на угольщиков других стран оказывает большее влияние. Это касается не только энергетического угля, но и металлургического (коксующегося).

Существующие цены на энергетический уголь в Китае (основной рынок сбыта для нас) делают нерентабельным значительную часть экспорта угля с Кузбасса. Дальнейшее снижение цен может затронуть также производителей Хакасии. Но оставшиеся (Дальний Восток, более рентабельные Кемеровские шахты) относятся к "эффективной" половине рынка и менее восприимчивы к колебаниям цен. В намного худшем положении оказываются угольщики ЮАР, США и даже Австралии (лидер по экспорту угля). Что касается металлургического (коксующегося) угля, то здесь ситуация в целом на рынке лучше. Сложилась благоприятная для большинства стран конъюнктура, за исключением США и частично Австралии. Российские производители коксующегося угля имеют достаточный запас прочности и вряд ли утратят свою долю на этом рынке в обозримом будущем, считают эксперты.

Но сохранение работоспособности отрасли зависит не только от внешних макроэкономических факторов, но таже от действий регуляторов. В этом году о помощи угольщикам не говорил только ленивый, была даже принята целая программа поддержки угольной отрасли.

По мнению Токмина, говорить о том, что у нас фискальная нагрузка на угольную отрасль как-то стала мягче или ее стало меньше, не совсем получается. На государственном уровне в этом году предоставляются отсрочки по выплатам налогов и реструктуризации долгов компаний. Есть и субсидии на логистику. Но, учитывая, что железнодорожный тариф на перевозку угля с 2018 года вырос на 176% при инфляции в 61%, то субсидии на логистику - лишь некоторая компенсация роста тарифов.

При этом порты и железные дороги в отличие от добывающих и экспортирующих компаний на угле продолжают зарабатывать. Эксперты посчитали, что суммарная доходность всей цепочки при поставках угля (Марка D) на Восток составляет 1 384 рубля с тонны, или 21%.

Наибольший запас по доходности - у РЖД и портов (46% и 53% соответственно), а средняя убыточность угольщиков составляет минус 20%. В NEFT Research считают, что для обеспечения равномерной доходности участников цепочки необходимо сокращение тарифов РЖД и ставок перевалки. Это позволит достичь 21% маржинальности по операционной себестоимости для всех игроков.

Рассчитайте условия по кредиту и получите ответ уже сегодня
Необходимая сумма*
100 000 ₽
10 000 000 ₽
Срок кредитования*
6 мес
60 мес
Ваш ежемесячный платёж составит:
17 602
Читайте также
Новости
Твое вернуло одежду ушедших брендов: как работает новый проект в России
Российская сеть молодежной одежды Твое запустила новый проект Твое и Ко, через который предлагает продукцию брендов, покинувших российский рынок, таких как Zara, Bershka и Massimo Dutti. В рамках этого проекта открылось девять торговых точек в крупных городах России. При этом компания иронично заявляет о своей деятельности как о секрете на своих страницах в соцсетях. О том, как Твое удалось реализовать эту бизнес-модель и какие риски могут с ней быть связаны, рассказывает журналист Сергей Симонов.
23 сентября
03
Новости
Цены на золото бьют рекорды: будет ли у россиян 'золотая лихорадка'?
Цены на золото достигли исторического максимума на фоне глобальных торговых конфликтов и геополитической нестабильности, что вызывает вопросы о возможной золотой лихорадке в России. Ожидания снижения ставки ФРС также оказывают влияние на рост стоимости драгоценного металла.
23 сентября
06
Новости
Верховный суд: долги по административным штрафам списываются при банкротстве
Верховный суд России подтвердил, что долги по административным штрафам могут быть списаны в ходе процедуры банкротства. Суд отменил постановление о наказании гражданина, который не оплатил штраф, учитывая, что его долг подлежал списанию в рамках его банкротства.
23 сентября
03