Кризис в угольной отрасли России
Сложившаяся ситуация на рынке угля
Настоящая обстановка не означает, что все производители угля, отправляющие свою продукцию на экспорт, работают в убыток. Однако в общем, большинство компаний из основного угледобывающего региона России - Кузбасса - не могут экспортировать уголь с прибылью в любом из своих направлений, уточнил эксперт в области финансов и основатель аналитического агентства "Альфастат" Данил Токмин, представивший отчет в пресс-центре "Россия сегодня".
Обсуждаются четыре основных пути экспорта угля за границу: порт Восточный на Дальнем Востоке, порт Тамань на Черном море, арктический порт Мурманск и порт Усть-Луга на Балтике. Наибольшие убытки для производителей угля происходят при отправке товара через порт Усть-Луга, меньшие - через порт Восточный.
С 2022 года доходы отрасли сократились на 41%, а доля угольных компаний, работающих в убыток, выросла с 19% до 71%. Убытки за первое полугодие 2025 года (172 млрд рублей) превысили общий объем убытков за весь 2024 год (124 млрд рублей).
Пока убытки не привели к полному прекращению экспорта, хотя некоторые компании уже отказались от отправки угля за рубеж из-за высоких издержек. Токмин пояснил, что существуют долгосрочные контракты на поставку, которые необходимо исполнять, и в некоторых случаях прекращение экспорта обходится дороже, чем его продолжение при операционном убытке.
Причин кризиса в отрасли несколько. Во-первых, снижение мировых цен, которые с пиков 2022-2023 годов упали до уровня 2020 года. Кроме того, российский уголь торгуется с дисконтом с 2022 года, что является второй причиной проблем. В 2022-2023 годах скидка на российский энергетический уголь достигала 27%, но в 2024 году сократилась до 8-9%, однако при минимальных мировых ценах на уголь это значительно ухудшило экономическую ситуацию для добывающих предприятий из-за роста логистических издержек из-за санкций - это третья причина.
В 2021 году Россия экспортировала 216 млн тонн угля (только поставки по железной дороге) при добыче в объеме 435 млн тонн. Отказ ЕС от российского угля и прекращение экспорта в Украину привели к сокращению объемов экспорта на 50 млн тонн и 15 млн тонн соответственно, а также к уменьшению закупок со стороны стран, ориентированных на США и ЕС. Фактически, треть рынков сбыта угля оказались закрытыми для России. По оценкам NEFT Research, общие потери отрасли с 2022 года превышают 1,2 трлн рублей.
Часть объемов удалось перенаправить, но далеко не все. В 2024 году (по данным РЖД) экспорт составил 173 млн тонн при добыче 439 млн тонн. Внутреннее потребление, конечно, выросло, однако главную роль в увеличении производства при снижении экспорта сыграло увеличение запасов угля на складах - на 20 млн тонн с 2021 года. Одной из основных причин, почему не удалось перенаправить весь грузовой поток, стали логистические трудности. По мнению Токмина, в 2024 году портовая инфраструктура по всем четырем направлениям способна обеспечить экспорт. Однако в 2024 году железнодорожные пути к портам Усть-Луга и Восточному были загружены на 99% и 97% соответственно, что стало основным ограничением для экспорта. На пути к портам Тамань и Мурманск главной проблемой стала невысокая рентабельность экспорта.
По планам РЖД к 2030 году планируется значительное увеличение пропускной способности железнодорожной инфраструктуры к портам, а также увеличение количества портов и расширение мощностей уже существующих. Токмин считает, что, даже при возможных изменениях в сроках, эти работы в основном помогут решить проблемы с логистикой угольного экспорта.
Однако останется проблема рентабельности поставок. Многие прогнозы предполагают, что цены останутся на текущем уровне еще 2-3 года, после чего возможно небольшое увеличение, однако с учетом мировой инфляции изменения будут незначительными.
К 2024 году 27% добычи российского угля (включая 46% энергетического) было нерентабельно для экспорта. Уже произошедшее снижение цен на 20-25% в 2025 году приведет к сокращению доли потенциально рентабельного экспорта с 73% до 30-40%, считают в NEFT Research.
Угольная отрасль: текущее положение и перспективы
При этом, как отметил Токмин, себестоимость добычи угля в России очень низкая, и даже несмотря на большое логистическое плечо (транспортировка на дальние расстояния), мы оказываемся в более выигрышном положении по сравнению с конкурентами. Поэтому период низких цен хоть и напрямую затрагивает нас, но на угольщиков других стран оказывает большее влияние. Это касается не только энергетического угля, но и металлургического (коксующегося).
Существующие цены на энергетический уголь в Китае (основной рынок сбыта для нас) делают нерентабельным значительную часть экспорта угля с Кузбасса. Дальнейшее снижение цен может затронуть также производителей Хакасии. Но оставшиеся (Дальний Восток, более рентабельные Кемеровские шахты) относятся к "эффективной" половине рынка и менее восприимчивы к колебаниям цен. В намного худшем положении оказываются угольщики ЮАР, США и даже Австралии (лидер по экспорту угля). Что касается металлургического (коксующегося) угля, то здесь ситуация в целом на рынке лучше. Сложилась благоприятная для большинства стран конъюнктура, за исключением США и частично Австралии. Российские производители коксующегося угля имеют достаточный запас прочности и вряд ли утратят свою долю на этом рынке в обозримом будущем, считают эксперты.
Но сохранение работоспособности отрасли зависит не только от внешних макроэкономических факторов, но таже от действий регуляторов. В этом году о помощи угольщикам не говорил только ленивый, была даже принята целая программа поддержки угольной отрасли.
По мнению Токмина, говорить о том, что у нас фискальная нагрузка на угольную отрасль как-то стала мягче или ее стало меньше, не совсем получается. На государственном уровне в этом году предоставляются отсрочки по выплатам налогов и реструктуризации долгов компаний. Есть и субсидии на логистику. Но, учитывая, что железнодорожный тариф на перевозку угля с 2018 года вырос на 176% при инфляции в 61%, то субсидии на логистику - лишь некоторая компенсация роста тарифов.
При этом порты и железные дороги в отличие от добывающих и экспортирующих компаний на угле продолжают зарабатывать. Эксперты посчитали, что суммарная доходность всей цепочки при поставках угля (Марка D) на Восток составляет 1 384 рубля с тонны, или 21%.
Наибольший запас по доходности - у РЖД и портов (46% и 53% соответственно), а средняя убыточность угольщиков составляет минус 20%. В NEFT Research считают, что для обеспечения равномерной доходности участников цепочки необходимо сокращение тарифов РЖД и ставок перевалки. Это позволит достичь 21% маржинальности по операционной себестоимости для всех игроков.