Цифровые платформы стали популярным каналом планирования летнего отдыха в России
В этом сезоне 63% отпускников воспользовались цифровыми платформами для планирования путешествий. Прямо же обратились в отели и авиакомпании 21% туристов. Доля профильных сервисов плавно увеличивается в структуре продаж туристических услуг за счет развития программ лояльности.
Этим летом 84% отдыхающих отметили, что запланировали поездки по России без участия туристических агентов. По данным ВЦИОМа, 63% граждан воспользовались услугами цифровых платформ и агрегаторов, в то время как 21% предпочли прямые бронирования через отели и авиакомпании. В результате исследования стало ясно, что уменьшается количество самостоятельных туристов: летом 2022 года только 6% путешественников не собирались обращаться в турфирмы, в отличие от последующих лет.
Данные Travelline показывают, что доля туристических сервисов медленно растет, а в январе—июле 58,9% бронирований в России совершалось через онлайн-тревел-агентства (ОТА). Этот показатель увеличился на 1 процентный пункт год к году. Самыми популярными каналами для отельеров стали «Яндекс Путешествия», «Островок» и Bronevik.com, хотя конкретные цифры могут различаться.
Эксперты прогнозируют рост продаж через ОТА до конца 2025 года, когда их доля на гостиничном рынке может достигнуть 59%. Это связано с развитием автотуризма и увеличением въездного турпотока. Иностранцы в России часто не могут самостоятельно бронировать туристические услуги из-за ограничений на использование банковских карт.
Рынок постепенно восстанавливается после ухода Booking.com, и доля его продаж через ОТА снова растет. Согласно прогнозам, к показателю в 80% рынок может вернуться в течение трех-пяти лет.
Исследование «Островка» показало, что 33% туристов считают, что цены на сайтах отелей могут быть выше, чем на агрегаторах, и 21% обращают внимание на отсутствие программ лояльности. Для отельеров продажи через собственные ресурсы считаются более выгодными из-за отсутствия комиссий за бронирование, которые могут доходить до 30%.
Предпочтение тревел-платформам среди молодой аудитории
Юная аудитория все активнее использует тревел-платформы. По данным ВЦИОМа и АТАГ, 78% респондентов в возрасте 18–24 лет планировали путешествия по России через ОТА этим летом. Старшее поколение (старше 60 лет) проявило меньший интерес — только 56%. Такие путешественники предпочитают обращаться непосредственно в отели и авиакомпании — 23%.
На приобретение пакетных туров к турагентам обратились лишь 11% путешественников. Самый высокий процент (13%) среди туристов в возрасте 45–59 лет. Наименьший спрос — среди молодежи 18–24 лет: всего 5%. В Ассоциации туроператоров России отмечают, что туроператоры и агрегаторы обеспечивают около половины всех поездок по стране. Однако чаще это отдельные услуги, а не готовые туры.