Рост цен на одежду и обувь в России замедляется
За последние три года цены на обувь и одежду в России увеличились на 59% и 36% соответственно. Однако в последнее время рост данных товаров начал замедляться и приблизился к уровню инфляции — 6–9% за три квартала 2025 года, вызванного уменьшением потребительского спроса. Ритейлеры пока не повышают цены, опасаясь потери прибыли.
Аналитики отмечают, что в январе—сентябре 2025 года средний чек на одежду вырос на 9%, а на обувь — на 6%. Эксперты отмечают, что рост цен на одежду и обувь оказался ниже уровня годовой инфляции, а цены на трикотажные изделия увеличились на 2,9%, на одежду — на 2,7%, а на обувь — на 2,4%.
Цены на одежду и обувь скачкообразно увеличивались в предыдущие два года: в 2023 году на одежду цены поднялись на 8%, на обувь — на 29%, а в 2024 году — на 15% и 17% соответственно.
Эксперты отмечают, что причиной замедления роста цен на одежду и обувь является снижение покупательской способности и общее снижение потребительского спроса. Рост цен также зависит от колебаний валютного курса, однако рубль в последнее время довольно стабилен. Ожидается, что начиная с 2026 года на цены на одежду и обувь начнут влиять налоговые изменения и таможенные платежи.
Важно отметить, что благодаря улучшению бизнес-процессов с 2022 года ритейлерам удается сдерживать рост цен, несмотря на сложные внешние условия. Невозможность перекладывания роста издержек на потребителя приводит к невозможности снижения цен, чтобы предотвратить потерю прибыли.
Сокращение среднего сегмента в индустрии моды
Аналитики сообщают, что одним из главных результатов резкого увеличения цен на одежду и обувь в период с 2022 по 2024 годы было сокращение среднего сегмента.
По данным FCG, доля среднего сегмента на рынке сократилась с 30–35% в 2020 году до 15–17% к 2025 году. Уменьшение темпов прироста реальных доходов заставляет покупателей чаще обращаться к массмаркету, в то время как бренды увеличивают цены из-за высоких издержек на закупки и производство и фактически переходят из среднего сегмента в сегмент bridge, который также известен как "доступный премиум" на рынке. По мнению г-жи Лебсак-Клейманс, покупатели либо экономят, либо готовы платить дополнительно за высококачественный товар, в то время как средний сегмент их все меньше интересует.
Генеральный директор компании "МойСклад" Аскар Рахимбердиев отмечает, что из-за изменения структуры спроса бренды одежды и обуви не только переходят в другие сегменты, но и меняют каналы сбыта. Эксперт утверждает, что для малого и среднего бизнеса, который активно продавал через маркетплейсы в последние годы, сотрудничество с онлайн-площадками становится слишком дорогостоящим. Из-за этого все больше предпринимателей из индустрии моды задумываются об открытии интернет-магазина. Однако для маленьких брендов низкий уровень цифровизации пока является препятствием для увеличения продаж через собственные веб-сайты.

