Российский автокредитный рынок: текущая ситуация и прогнозы
В России продолжается высокий спрос на автокредиты, особенно в свете предстоящего изменения правил расчета утильсбора с 1 декабря. В период сентябрь-октябрь заемщики готовы были оформлять кредиты под процентные ставки в диапазоне 23-27% годовых на автомобили, поставляемые по параллельному импорту. Эти данные были представлены экспертами и описаны в источнике «РГ».
По мнению специалистов, привлечение кредитных средств в настоящее время может оказаться финансово более целесообразным, чем приобретение транспортного средства после увеличения тарифов. В долгосрочной перспективе, при снижении процентных ставок по автокредитам, заемщики смогут провести их рефинансирование.
В соответствии со статистикой Национального бюро кредитных историй, в сентябре было оформлено 114,1 тысяч автокредитов, что на 5,2% превышает показатель августа, но остается в полтора раза ниже уровня за аналогичный период 2024 года. Средний срок кредитования составил 5,7 лет, продемонстрировав максимальный уровень за последний год с увеличением на 3,8% по сравнению с августом.
Несмотря на уменьшение количества отказов, банки продолжают проявлять осторожность в предоставлении кредитов в связи с жесткой денежно-кредитной политикой Центробанка, особенно в отношении клиентов с высокой финансовой нагрузкой.
Рост объемов выдачи автокредитов обусловлен изменением структуры рынка в пользу доступных моделей и поддержкой ставок со стороны производителей транспортных средств. Как утверждают эксперты, основной рост спроса связан с переносом сроков введения новых тарифов на утилизационный сбор. По их мнению, изменение ключевой ставки Центробанка оказало минимальное воздействие на поведение клиентов.
Ожидается, что к середине 2026 года произойдет снижение средних процентных ставок по автокредитам, поскольку банки практически не отреагировали на последнее незначительное снижение ключевой ставки, проведя лишь косметические изменения в кредитных продуктах.

