Снижение посещаемости и продаж в fashion retail
В первой половине года посещаемость магазинов одежды и обуви сократилась на 6–9% год от года, количество покупок уменьшилось на 7%, а доходы профильных ритейлеров упали на 15–20%. Граждане начали экономить и из-за усиливающейся конкуренции среди fashion-сетей. Негативное воздействие оказывают климатические катаклизмы, нарушающие сезонный спрос на коллекции.
По данным Focus Technologies, посещаемость магазинов fashion retail в российских торговых центрах за январь—июнь уменьшилась на 6% год к году, в Москве — на 9%. В июне этот показатель упал еще сильнее: на 8% в России и на 15% в Москве. Общее количество покупок одежды и обуви в январь—июнь снизилось на 7% по данным «Чек Индекса» компании «Платформа ОФД», при этом в офлайн-сегменте спад составил 16%.
Интерес потребителей к магазинам одежды и обуви уменьшился значительнее, чем к обычным торговым центрам.
Спад посещаемости торговых центров в первой половине года составил 3% год к году. Это связано с тем, что fashion-магазины чаще находятся в крупных объектах, где снижение трафика происходит быстрее. Региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева отмечает, что сегмент fashion стал более уязвимым при изменении покупательских предпочтений: люди посещают торговые объекты для конкретных магазинов и развлекательных центров, и посещений без цели становится все меньше.
Генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс отмечает, что продажи и доходы российских fashion-ритейлеров уменьшились на 15–20% год от года. Она утверждает, что маркетплейсы уже не компенсируют этот спад. Средний чек при покупке одежды в первой половине года, согласно данным «Чек Индекса», составил 3,1 тыс. рублей, увеличившись на 4% год от года. По мнению г-жи Лебсак-Клейманс, инфляционная динамика не компенсирует убытки бизнеса от общего снижения спроса на одежду.
Президент Baon Илья Ярошенко отмечает, что спад спроса ощущают все участники fashion-рынка, включая лидеров и аутсайдеров.
Снижение продаж и конкуренция в fashion-индустрии
В Tom Tailor также видят снижение продаж. Падение трафика наблюдается второй год подряд и составляет 15–20%. Заметнее всего негативный тренд, по словам представителя компании, в среднем ценовом сегменте. Президент Magic Group (развивает универмаги Slava) Александр Перемятов говорит, что у части компаний продажи сократились на 50%.
Анна Лебсак-Клейманс связывает снижение спроса на одежду с ростом долговой нагрузки, стремлением сохранить свободные средства на депозитах и увеличением базовых трат. Эксперт обращает внимание и на рост конкуренции среди fashion-операторов. «Резкое расширение предложения после весны 2022 года привело к перегреву: количество открывшихся магазинов превышает число закрывшихся, хотя часть ушедших брендов осталась через параллельный импорт, агентов, мультибренды и маркетплейсы»,— поясняет она.
Александр Перемятов добавляет, что крупные сети после уходя зарубежных брендов заняли большой объем площадей, но не смогли в полной мере насытить их товаром. В результате ассортимент магазинов нередко выглядит скудно.
Руководитель направления исследований и консалтинга Focus Technologies Михаил Васильев напоминает, что в первой половине года погода центральной части страны была нестабильной. Например, июнь оказался нетипично дождливым. Это нарушило традиционный ритм сезонных коллекций, ожидаемым спросом они не пользовались, поясняет эксперт. Илья Ярошенко называет неудачными с точки зрения fashion-рынка три последних сезона: зима была слишком теплой, весна — холодной, а лето наступило только к середине июля.
Евгения Хакбердиева считает популярным инструментом для привлечения трафика запуск fashion-операторами коллабораций и капсульных коллекций. В конце марта 2025 года сеть «Вкусно — и точка» и бренд «Твое» выпустили лимитированную серию одежды, а Okko и Zarina представили свою коллекцию, посвященную кино, говорит она. Еще один пример — бренд Befree, предложивший возможность создавать собственный дизайн футболок в рамках линейки co:create. Руководитель департамента торговой недвижимости CMWP Зульфия Шиляева называет другими популярными способами борьбы с падением продаж расширение программ лояльности, сезонные акции и проч.