Снижение доли автокредитов с залогом
Процент выданных розничных кредитов с залогом в виде автомобилей уменьшился втрое за год, достигнув 7% к концу восьми месяцев текущего года. Это связано в первую очередь с ужесточением контроля Центробанка, что сделало такие кредиты менее привлекательными для финансовых учреждений. На длительной перспективе этот тип кредитования останется нишевым и займет устойчивую, но небольшую долю на рынке.
Согласно данным Frank RG, доля постзалоговых автокредитов в общем объеме автокредитов после восьми месяцев текущего года составила 7%, в то время как к концу 2024 года доля этого типа кредитов составляла 25%.
Аналитики отмечают, что в 2024 году наблюдался рост популярности постзалоговых автокредитов. "В первой половине 2024 года высокий спрос на такие кредиты был связан с возможностью заемщиков получить финансирование в условиях ограниченной доступности необеспеченных потребительских кредитов," - отмечает Инна Солдатенкова, руководитель аналитического направления в "Банки.ру". "Этот продукт имеет характеристики потребительского кредита и часто выдавался клиентам с высоким уровнем задолженности," - говорит Михаил Полухин, директор по рейтингам финансовых институтов в АКРА.
Ужесточение регулирования стало основной причиной снижения интереса к постзалоговым автокредитам в этом году. Новые правила практически сравняли такие кредиты с обычными потребительскими. "Были увеличены коэффициенты риска (требования к капиталу) для таких кредитов, поскольку они, по сути, являются необеспеченными," - говорит Андрей Еременко, руководитель департамента автокредитования в Инго-банке. Это делает данный продукт менее эффективным в использовании капитала и, как результат, менее прибыльным. "При выдаче обычного (с залогом) автокредита банк использует меньше собственного капитала при сопоставимом увеличении портфеля," - добавляет Никита Кулагин, руководитель департамента макроэкономического анализа в Совкомбанке.
Также на снижение выдач постзалоговых автокредитов повлиял рост неплатежеспособной задолженности (NPL) по портфелю. Многие банки, активно увеличившие объем этого портфеля к концу 2024 года, столкнулись с более высокими уровнями просрочек по сравнению с обычными автокредитами. Это подтвердило более высокие риски данного продукта, утверждает Андрей Еременко. Финансовые институты начали проявлять более большую осторожность в выдаче кредитов. Из-за нестабильности и высоких ключевых ставок банкам в этом году важнее стало качество, а не количество выданных кредитов, добавляет господин Еременко.
Для заёмщика постзалоговый автокредит является удобным и гибким продуктом, поскольку позволяет мгновенно получить деньги и не ограничивает выбор при покупке автомобиля, отмечает Станислав Сухов, старший проектный лидер в Frank RG. "Для банков важным преимуществом является существенная экономия на комиссиях дилерских центров и привлечение новой аудитории, предпочитающей покупать подержанные автомобили," - подчеркивает Сергей Гришунин, управляющий директор в рейтинговой службе НРА. Однако банку необходимо тщательно следить за процессом оформления залога в указанные сроки, иначе он рискует получить необеспеченный кредит с более высокими резервами, добавляет он.
Эксперты о постзалоговых автокредитах
В настоящее время данный продукт считается узким для клиентов без кредитной истории, желающих больше свободы выбора автомобиля. Преимущества данного продукта будут оставаться в специализированной области, хотя его доля на рынке автокредитов не достигнет уровня 2024 года, предполагают специалисты. "Он привлечет внимание компаний, работающих без прямых связей с автодилерами и фокусирующихся на развитии вторичных автокредитов", - подчеркивает Инна Солдатенкова.
Как отмечают эксперты, в среднесрочной перспективе (2-3 года) постзалоговый автокредит сохранит свою нишу на рынке с долей 5-10%. Потенциал для роста возможен при снижении ключевой ставки Центробанка до уровней, приемлемых для заемщиков, и увеличении доходов населения, отмечает Екатерина Конова, директор департамента развития автокредитования и страхования в финтех-компании "Баланс-Платформа".