Прибыльные франшизы: сектора и тренды
Самыми прибыльными франшизами за последний год стали пункты выдачи заказов маркетплейсов, образовательные услуги и киберспортивные клубы — Forbes опубликовал новый рейтинг наиболее доходных бизнесов. Для открытия ПВЗ Ozon или Wildberries достаточно 100 тыс. руб., а годовая прибыль у такой точки оценивается в 1,5 млн руб. В категориях, где потребуется 2-5 млн руб. первоначальных вложений (детские школы, медицинские лаборатории, ритейл), можно заработать до 42 млн руб. в год. Например, открыв франшизу клиники инфузионной терапии Biorise. В десятку самых дорогих проектов с инвестициями от 5 млн руб. вошли компьютерные клубы Colizeum, магазины «Пятерочка», «Додо Пицца» и другие.
За прошлый год предпочтения бизнесменов сильно изменились, как и профиль самих инвесторов, рассказала “Ъ FM” руководитель каталога Franshiza.ru Анна Рождественская: «Сфера услуг, ярким представителем которой являются образовательные франшизы, наиболее актуальна. В связи с тем, что развивается внутренний туризм, и люди ограничены несколько в передвижениях и перемещениях, акцент идет на развлекательные франшизы. Именно поэтому киберспортивные франшизы, франшизы VR и обучения наиболее востребованы. В этом году несколько изменился профиль тех, кто их покупает. Например, особой популярностью сейчас пользуются либо недорогие франшизы, на приобретение которых люди используют в основном собственные накопленные средства, либо уже франшизы с достаточно серьезными вложениями от 30 млн руб. и выше, это полноформатные рестораны, туристический бизнес, например, гостиницы».
Чтобы открыть франшизу интерьерной компании Mr.Doors, потребуется около 3 млн руб. и серьезный опыт работы в этом сегменте. Сооснователь предприятия Максим Валецкий говорит, что отсеивает девять из десяти претендентов: «Интерес есть постоянный. Мы скорее сами фильтруем...
Рост туристического бизнеса и франшиз в России
Единственной компанией из сферы туризма, включенной во рейтинг Forbes, стал платформ "Слетать.ру". Небольшие вложения окупаются в течение восьми месяцев, подтверждает руководитель отдела b2b маркетинга компании Мария Гребенюк: "Мы постепенно растем: примерно 50-70 новых партнеров ежегодно. В этом году мы попали в отрасль с оборотом до 2 миллионов рублей, все же начальные инвестиции в запуск бизнеса составляют около 500-700 тысяч рублей в зависимости от региона.
Вступление в сферу туризма имеет невысокий порог, считается довольно простым. Большинство из нас имеют личный опыт путешествий, поэтому отрасль с самого начала кажется знакомой, приятной и творческой. Из недостатков можно выделить сезонность, а проблема не только в спаде спроса в низкий сезон, но и в большом наплыве туристов в высокий сезон, когда не хватает персонала для обслуживания всех клиентов с должным уровнем внимания, чтобы каждый турист ушел довольным и совершил покупку".
Прошедший год стал рекордным по количеству новых франшиз: на российском рынке появилось 500 проектов, в то время как годом ранее было всего 320 запусков. Оборот франчайзингового рынка в 2024 году вырос на 17% и составил 3,7 триллиона рублей, подсчитал портал Franshiza.ru.