Летний скачок цен на бензин: взгляд биржевого эксперта
О причинах роста биржевых цен на бензин в летний период, об эффективности мер по сдерживанию цен и о значимости биржевого канала для отрасли рассказал вице-президент Петербургской биржи Антон Карпов.
— Какие факторы, по вашему мнению, спровоцировали летний рост цен на бензин на бирже?
— Летнее увеличение цен на топливо обусловлено автомобильным сезоном, повышенным туристическим потоком и проведением ремонтных работ на НПЗ. В этот раз к сезонным факторам добавились инциденты на НПЗ, которые сократили доступность инструментов быстрого вывода запасов на торги. Объем реализации АИ-95 на бирже в июле увеличился на 3,7% по сравнению с прошлым годом, достигнув 387 тыс. тонн, территориальный индекс европейской части России возрос на 9,6%, до 75,57 тыс. рублей за тонну. В августе объемы снизились по сравнению с прошлым годом, но превысили результаты июля 2025 года, что привело к дальнейшему увеличению цен.
— Как по вашим наблюдениям изменилось поведение участников торгов за последние недели?
— Рынок, в целом, функционировал стандартно, за исключением дней с нештатными ситуациями на НПЗ, где отмечался усиленный спрос. 5–6 августа спрос на АИ-92 составил 102,6%, на АИ-95 — 62,6%. Петербургская биржа активно контролирует недобросовестные торговые практики, выявив только девять случаев за июль-август 2025 года, что на треть меньше чем в предыдущем году. Кроме того, в этом году к стандартному мониторингу добавились проверки на месте. С 13 августа биржа начала выпуск аналитических отчетов по нефтепродуктам, что повысило уровень информированности рынка и уменьшило неопределенность.
— Какова ваша оценка эффективности действующего норматива обязательных продаж топлива на бирже? Каковы последствия предложения ФАС увеличить этот показатель с 15% до 17%?
Эффективное управление топливным рынком
— По нашим расчетам, сезонное увеличение норматива в период с апреля по сентябрь действительно поможет уравновесить спрос и предложение. Тем не менее, необходимо осознавать, что повышение норматива эффективно лишь при совокупном использовании других мер, таких как аукционы запасов в экстренных ситуациях, соблюдение рекомендаций Минэнерго о биржевой торговле нефтепродуктами и строгое контролирование торговых практик. Только в таком случае можно достичь значимого результата. Тем не менее, принятие такого решения — это вопрос компетенций ФАС и Минэнерго.
— Какие структурные изменения в топливном рынке, на ваш взгляд, могли бы снизить вероятность повторения подобных колебаний цен?
— В настоящее время разрабатываются биржевые торги с участием оператора поставок товаров по железной дороге. Эти поставки обеспечивают автоматический расчет через клиринг (для товаров, транспорта, недогрузок, перегрузок, простоя цистерн), полное отслеживание товара по всему маршруту доставки до потребителя, а также возможность изменения маршрута в случае перегрузки на станции назначения.
Рынку необходима стабильность. Постоянный объем продаж и своевременное взаимодействие с правительством уже подтвердили свою эффективность. Отличным примером является рынок летнего дизельного топлива, где увеличение норматива, ограничение экспорта для не производителей и прямая поддержка сельхозпроизводителей позволили сдержать цены. В результате индекс дизтоплива сегодня на 6% ниже, чем год назад.
— Какую функцию, по вашему мнению, может выполнять биржа в укреплении устойчивости национального топливного рынка?
— Биржевой механизм доказал свою важность для отрасли. Мы систематически вносим точечные коррективы. Например, с 19 августа на открытии аукциона участники могут подавать только одну заявку на покупку бензина с одним лотом для железнодорожных поставок. Это временное решение, но уже сделало бензин более доступным для широкого круга участников.
Динамика цен и будущее: экспертный взгляд
— Каков ваш прогноз относительно будущих ценовых изменений в летние периоды?
— На курс влияет ряд факторов: сезонность, технические работы, экстренные остановки нефтеперерабатывающих заводов. В настоящее время предпринимаются шаги по стабилизации объемов торгов, и мы надеемся, что в будущем это будет учтено.