Яндекс-банк выходит на рынок корпоративного кредитования, расширяя горизонты за пределы маркетплейса

Новости
01
Рефинанс

Яндекс-банк выходит на рынок корпоративного кредитования

Яндекс-банк, который ранее кредитовал только юридических лиц-продавцов своего маркетплейса, теперь расширяет свою деятельность и вступает на рынок корпоративного кредитования. Банк привлек значительные средства, однако текущие условия межбанковского рынка и депозитов в Центробанке приносят все меньше прибыли. Чтобы удержаться на конкурентном рынке корпоративного кредитования требуются значительные инвестиции, в том числе в приобретение новых навыков. Кроме того, предполагаемое развитие банка в сегменте малого бизнеса сопряжено с повышенными рисками.

По информации из "Яндекса", в октябре дочерний банк начинает предоставлять кредиты широкому кругу юридических лиц. Ранее кредиты были доступны лишь для продавцов на "Яндекс Маркете" и ограниченному числу дистрибьюторов на "Авто.ру". Теперь же компании могут получить кредит на различные цели, включая покупку оборудования или корпоративного транспорта. Для получения кредита компания должна существовать не менее 4 месяцев, но не обязательно иметь счет в Яндекс-банке. Максимальная сумма кредита достигает 1,5 млрд рублей.

В компании Wildberries объяснили, что их основной приоритет - предоставление доступного финансирования продавцам платформы. По данным исследования RWB, 61% продавцов (85% из них представители малого и среднего бизнеса) нуждаются в кредитах для развития своих дел, однако сталкиваются с невыгодными условиями на рынке. У банка есть несколько кредитных продуктов, которые доступны и компаниям, которые не являются продавцами на Wildberries.

Как сообщили в Ozon, займы и кредиты для юридических лиц предоставляются через МКК "Озон Кредит" и Озон-банк. Их продукты, помимо продавцов маркетплейса, доступны также индивидуальным предпринимателям и субъектам малого и среднего бизнеса. Планы компании Ozon на ближайшую перспективу включают расширение сервисов для привлечения большего числа клиентов.

Эксперты отмечают, что Яндекс-банк, выдавая кредиты продавцам на своем маркетплейсе, накопил значительный опыт в сегменте микробизнеса. По мнению директора по банковским рейтингам из "Эксперт РА" Анатолия Перфильева, банк привлекает средства населения через вклады, рост которых превышает темпы увеличения кредитного портфеля. В результате на его балансе накопились ликвидные активы, которые размещаются на межбанковском рынке и в депозитах в ЦБ. При изменении денежно-кредитной политики регулятора ликвидные активы теряют доходность, и банку необходимо искать новые направления для инвестирования свободных средств, считает г-н Перфильев.

Специалисты отмечают, что рынок корпоративного кредитования уже давно поделен между крупными государственными и частными банками. Запуск такого бизнеса "с нуля" представляет собой сложную задачу, требующую создания и оптимизации множества процессов и обучения персонала. По мнению директора малого и среднего бизнеса в Альфа-банке Дениса Осина, при наличии достаточных инвестиций создать такие процессы возможно, однако на пути к масштабной реализации возникают сложности. В ситуации нестабильности рынка агрессивное увеличение портфеля (с целью увеличения доли на рынке) возможно только за счет высокого риск-аппетита, что приведет к убыткам в течение нескольких лет, считает он.

95 percent
Наших клиентов получают положительное решение в банке
Кредит с низкой ставкой
Получить кредит

Яндекс-банк: вызовы и перспективы

Новичку придется столкнуться с необходимостью оптимизации процесса и его стоимости, расширения ассортимента продукции для покрытия всех потребностей потенциальных заемщиков, запуска каналов продаж, необычных для новичка и эффективно используемых основными участниками рынка, отмечает господин Осин. Кроме того, по словам руководителя аналитического отдела инвестиционной компании «Риком-Траст» Олега Абелева, остается факт ценового давления, так как крупные банки могут предлагать более низкие процентные ставки за счет экономии на масштабе.

В то же время специалисты отмечают, что Яндекс-банк может получить доступ к информации о потенциальных заёмщиках, необходимой для оценки их кредитоспособности, от других подразделений «Яндекса». Поэтому в первую очередь он будет сосредоточен на сегменте мелкого и среднего бизнеса. Однако, как подчеркивает господин Осин, «именно в этом сегменте на рынке наблюдается рискованное скопление, что затрудняет масштабирование кредитования». Поэтому в конечном итоге финансовой организации может потребоваться повышение капитализации. По мнению Олега Абелева, достаточный запас капитала банку может понадобиться в том числе для покрытия убытков от невозвратных долгов.

Читайте также
Новости
Рынок долгосрочной аренды в России: предложение сократилось на 21,5%, медианная ставка выросла на 11% за квартал
Сокращение предложения по долгосрочной аренде в городах-миллионниках. «Горячий сезон» разогнал ставки аренды жилья в крупных российских городах.
02 октября
03
Новости
Wildberries & Russ приобрела полный контроль над компанией Рив Гош
Wildberries & Russ приобрела полный пакет акций операционной компании сети Рив Гош, получив 100% в залог. Это подтверждается данными ЕГРЮЛ, отмеченными Интерфаксом.
02 октября
02
Новости
Правительство РФ предложило обложить НДС обслуживание банковских карт
Правительство России предложило отменить налоговую льготу по НДС на обслуживание банковских карт, соответствующий законопроект внесен в Госдуму.
02 октября
02