Яндекс-банк выходит на рынок корпоративного кредитования
Яндекс-банк, который ранее кредитовал только юридических лиц-продавцов своего маркетплейса, теперь расширяет свою деятельность и вступает на рынок корпоративного кредитования. Банк привлек значительные средства, однако текущие условия межбанковского рынка и депозитов в Центробанке приносят все меньше прибыли. Чтобы удержаться на конкурентном рынке корпоративного кредитования требуются значительные инвестиции, в том числе в приобретение новых навыков. Кроме того, предполагаемое развитие банка в сегменте малого бизнеса сопряжено с повышенными рисками.
По информации из "Яндекса", в октябре дочерний банк начинает предоставлять кредиты широкому кругу юридических лиц. Ранее кредиты были доступны лишь для продавцов на "Яндекс Маркете" и ограниченному числу дистрибьюторов на "Авто.ру". Теперь же компании могут получить кредит на различные цели, включая покупку оборудования или корпоративного транспорта. Для получения кредита компания должна существовать не менее 4 месяцев, но не обязательно иметь счет в Яндекс-банке. Максимальная сумма кредита достигает 1,5 млрд рублей.
В компании Wildberries объяснили, что их основной приоритет - предоставление доступного финансирования продавцам платформы. По данным исследования RWB, 61% продавцов (85% из них представители малого и среднего бизнеса) нуждаются в кредитах для развития своих дел, однако сталкиваются с невыгодными условиями на рынке. У банка есть несколько кредитных продуктов, которые доступны и компаниям, которые не являются продавцами на Wildberries.
Как сообщили в Ozon, займы и кредиты для юридических лиц предоставляются через МКК "Озон Кредит" и Озон-банк. Их продукты, помимо продавцов маркетплейса, доступны также индивидуальным предпринимателям и субъектам малого и среднего бизнеса. Планы компании Ozon на ближайшую перспективу включают расширение сервисов для привлечения большего числа клиентов.
Эксперты отмечают, что Яндекс-банк, выдавая кредиты продавцам на своем маркетплейсе, накопил значительный опыт в сегменте микробизнеса. По мнению директора по банковским рейтингам из "Эксперт РА" Анатолия Перфильева, банк привлекает средства населения через вклады, рост которых превышает темпы увеличения кредитного портфеля. В результате на его балансе накопились ликвидные активы, которые размещаются на межбанковском рынке и в депозитах в ЦБ. При изменении денежно-кредитной политики регулятора ликвидные активы теряют доходность, и банку необходимо искать новые направления для инвестирования свободных средств, считает г-н Перфильев.
Специалисты отмечают, что рынок корпоративного кредитования уже давно поделен между крупными государственными и частными банками. Запуск такого бизнеса "с нуля" представляет собой сложную задачу, требующую создания и оптимизации множества процессов и обучения персонала. По мнению директора малого и среднего бизнеса в Альфа-банке Дениса Осина, при наличии достаточных инвестиций создать такие процессы возможно, однако на пути к масштабной реализации возникают сложности. В ситуации нестабильности рынка агрессивное увеличение портфеля (с целью увеличения доли на рынке) возможно только за счет высокого риск-аппетита, что приведет к убыткам в течение нескольких лет, считает он.
Яндекс-банк: вызовы и перспективы
Новичку придется столкнуться с необходимостью оптимизации процесса и его стоимости, расширения ассортимента продукции для покрытия всех потребностей потенциальных заемщиков, запуска каналов продаж, необычных для новичка и эффективно используемых основными участниками рынка, отмечает господин Осин. Кроме того, по словам руководителя аналитического отдела инвестиционной компании «Риком-Траст» Олега Абелева, остается факт ценового давления, так как крупные банки могут предлагать более низкие процентные ставки за счет экономии на масштабе.
В то же время специалисты отмечают, что Яндекс-банк может получить доступ к информации о потенциальных заёмщиках, необходимой для оценки их кредитоспособности, от других подразделений «Яндекса». Поэтому в первую очередь он будет сосредоточен на сегменте мелкого и среднего бизнеса. Однако, как подчеркивает господин Осин, «именно в этом сегменте на рынке наблюдается рискованное скопление, что затрудняет масштабирование кредитования». Поэтому в конечном итоге финансовой организации может потребоваться повышение капитализации. По мнению Олега Абелева, достаточный запас капитала банку может понадобиться в том числе для покрытия убытков от невозвратных долгов.