Тренды в сфере страхования: декабрь 2024
Онлайн-урегулирование убытков по ОСАГО, надежная защита в области страхования жизни и страхование для продавцов на маркетплейсах. Аналитик «Рефинанс» Эряния Бочкина представила обзор ключевых направлений и событий на страховом рынке за декабрь 2024 года.
Вступил в силу закон, обеспечивающий защиту страхования жизни системой гарантий с 1 января 2027 года. Этот механизм будет напоминать ныне действующие схемы страхования депозитов в банках и накоплений в негосударственных пенсионных фондах. В случае аннулирования лицензии у страховой компании ее клиентам гарантируется исполнение обязательств в пределах установленных лимитов: в случае смерти застрахованного — до 10 миллионов рублей, а при возникновении других страховых событий — до 2,8 миллиона рублей.
Оператором системы гарантирования станет государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов». Данная система будет охватывать все действующие договоры страхования жизни, включая те, которые были оформлены до 1 января 2027 года.
С 1 января 2025 года автовладельцы могут подать заявление на возмещение по ОСАГО через сайт страховщика или с использованием его мобильного приложения, даже если ДТП произошло в 2024 году. Это стало возможным благодаря закону, который обязывает компании предоставлять клиентам услуги по электронному урегулированию убытков. В то же время автомобилисты могут продолжать подавать документы в офисах страховых компаний.
Ранее страховщики были обязаны принимать электронные заявки только в одном случае: если инцидент был оформлен по электронному европротоколу и документы подавались через «Госуслуги».
ЦБ РФ подчеркнул, что при заключении договора электронного ОСАГО страховые компании должны обеспечивать возможность указания владельцем транспортного средства мощности двигателя как в киловаттах, так и в лошадиных силах. Нарушение этого требования считается несоответствием стандартам страхового законодательства.
По данным Центрального банка в обзоре ключевых показателей страховщиков за третий квартал 2024 года, страховой рынок в этот период продемонстрировал почти двукратный рост по сравнению с прошлым годом. Общий объем собранных премий превысил 1,1 триллиона рублей. Вичисленных итогов за девять месяцев 2024 года рост составил 46,2%, объем взносов составил 2,4 триллиона рублей.
Драйверами роста рынка стали НСЖ и ИСЖ, в которых объем премий достиг максимума за всю историю наблюдений. В других сегментах основной рост пришелся на ДМС, страхование автокаско и корпоративные виды страхования. Наибольшее снижение объемов произошло в кредитном страховании жизни и страховании от несчастных случаев и заболеваний через банковский канал.
Объем выплат по страховым договорам в третьем квартале 2024 года возрос на две трети к аналогичному периоду года, составив 442 миллиарда рублей. В итоге за девять месяцев 2024 года рост был чуть более одной трети по сравнению с предыдущим годом, общий объем выплат составил 1 триллион рублей.
Как сообщает «Коммерсант», ряд страховых компаний объявил о намерении запустить продукты страхования для продавцов на маркетплейсах. По оценкам экспертов, объем премий за два года может достичь 10–15 миллиардов рублей. О начале реализации такого продукта в начале декабря 2024 года сообщило «СберСтрахование». Как свидетельствует опрос «Ъ», в 2025 году аналогичные услуги намерены предложить «Ренессанс страхование» и «Зетта Страхование». «АльфаСтрахование» также изучает возможность запуска такого предложения.
Страхование обеспечивает защиту товаров продавцов от повреждений на всех этапах — от продавца до покупателя: включая транспортировку, хранение на складе и выдачу заказов. Кроме того, страховка будет покрывать случаи, когда покупатель повредил или неверно заменил товар, а также «компенсировать неустойку, взимаемую маркетплейсом за возврат бракованной продукции», отметил генеральный директор «СберСтрахования» Михаил Волков. Минимальная страховая сумма по данному продукту составляет 200 тысяч рублей, а максимальная — до 120 миллионов рублей.