35 лет открытым небесам: СССР и США договорились о кроссполярных маршрутах через Арктику.

35 лет открытым небесам: СССР и США договорились о кроссполярных маршрутах через Арктику.

Новости
026
Рефинанс

Историческое соглашение о воздушных трассах

Ровно 35 лет назад, 16 февраля 1990 года, был заключен договор об открытии новых международных воздушных маршрутов между СССР и США - через Арктическую зону ответственности Советского Союза (Северный Ледовитый океан), советскую воздушную область в Юго-Восточной Азии и обратно.

Глобальные воздушные перспективы

По поручению правительства СССР документ подписал Валерий Шелковников, тогда начальник Главного управления воздушного движения Министерства гражданской авиации СССР, а ныне - президент Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов", член Всемирного фонда безопасности полетов, почетный председатель Совета Международного общественного движения "Аэронавигация без границ".

Как это было?

- Открытие транссибирского, трансполярного и трансазиатского маршрутов через территорию СССР было "жестом доброй воли" президента Михаила Горбачева, - рассказывает Валерий Георгиевич. - От США исторический документ подписал представитель Федерального авиационного управления ( ФАУ) США Макдениел. В 1989 году, когда шла подготовительная работа, мы вместе с американцами изучили вопрос до мелочей. Вместе со специалистами ФАУ США пролетели по всему у Дальнему Востоку - от бухты Провидения до Владивостока. Был установлен контакт и постоянная координация с ИКАО, ИАТА и ФАУ.

Меморандум положил начало полетам по новым кроссполярным маршрутам.То был огромный шаг в области международных воздушных сообщений. Для этого Россия организовала Магаданский океанический центр, используя современнейшие спутниковые технологии управления воздушным движением ИКАО.

В газетах тогда писали: "Если Россия откроет воздушное пространство - мир будет летать по-новому!". И это действительно так.

Еще в середине 80-х годов прошлого века на международной конференции Ассоциации управления воздушным движением (ATCA) талантливый американский ученый Джерри Томпсон провозгласил:

"Думай глобально! В ближайшие полвека через этот участок воздушного пространства будет пролетать 75 процентов всех воздушных судов. Эти полеты затронут воздушное пространство Канады, России и Китая. К концу 1994 года недополученные Россией доходы от полетов составят около 2 млрд долларов. Многомиллиардные потери мировых авиакомпаний будут еще выше.

Последствия этих потерь для России, для развития российской авиации, самолетов, авиакомпаний, воздушного движения, аэропортов, для российской экономики, российской промышленности, технологий и хорошей занятости рабочих мест неизмеримы. Цифры, сопоставимые с теми, которые предлагаются в виде кредитов и субсидий Большой семеркой, Европейским банком реконструкции и развития и т. д. Мы должны немедленно продолжить реализацию этой программы. Каждый день промедления обходится нам всем в миллионы долларов.

И, если мы посмотрим на нашу планету из космического пространства, то мы увидим огромные возможности и в будущих суборбитальных коммерческих полетах ".

Очень важные слова.

95 percent
Наших клиентов получают положительное решение в банке
Кредит с низкой ставкой
Получить кредит

Изменение маршрутов авиакомпаний: последствия и вызовы

Помню общее радостное настроение после заключения соглашения. Обсуждали будущую модернизацию Управления воздушного движения над океанами, дальнейшее взаимодействие. Важную роль сыграл Кристиан Айгль, старый коллега и друг, руководитель Бюро ICAO для Европы и Северной Атлантики, который активно координировал начатую работу.

К сожалению, изменения за последние четыре года кардинально изменили карту пассажирских перелетов в Европу и Азию. Авиакомпании столкнулись с критическим ростом издержек из-за перенапряжения маршрутов и увеличения затрат на топливо. Множество популярных маршрутов пришлось закрыть.

Сегодня западные авиаперевозчики несут огромные убытки от вынужденного облета России при перелете наиболее выгодных маршрутов. Транссибирский маршрут, кроссполярные и трансазиатские маршруты - почему они так привлекательны?

Современные лайнеры обычно оснащены двигателями. Согласно стандартам ICAO, на каждом этапе полета необходимо иметь альтернативные аэродромы в пределах 2,5 часовых перелетов в случае отказа одного двигателя. Перелеты над океаном более сложны и рискованы, чем над сушей.

Не забывайте: при условиях "холодной войны" авиация СССР успешно преодолевала санкции и долгие годы совместно с союзниками осуществляла полеты над нейтральными водами и океанами.

Маршрут через Сибирь - самый короткий путь из Западной Европы в Японию и Юго-Восточную Азию. Сейчас западные авиаперевозчики вынуждены мимо России пролетать через Казахстан и Монголию, что увеличивает время полета.

Цитата моего коллеги Джерри Томпсона звучит актуально: "Думайте глобально! Промедления стоят миллионы долларов и упущенных возможностей каждый день".

Рассчитайте условия по кредиту и получите ответ уже сегодня
Необходимая сумма*
100 000 ₽
10 000 000 ₽
Срок кредитования*
6 мес
60 мес
Ваш ежемесячный платёж составит:
17 602
Читайте также
Победа не согласна с судом о габаритах ручной клади: комментарий авиакомпании
Новости
Победа не согласна с судом о габаритах ручной клади: комментарий авиакомпании
Авиакомпания Победа заявила об отсутствии ограничений на провоз вещей без установленных габаритов, согласно закону, комментируя решение суда о неправомерных требованиях к ручной клади. Суд признал, что авиакомпания злоупотребила правом на определение размеров багажа.
30 мая
04
Минфин предложил усилить налоговые нагрузки для дочек МГК с 2026 года в пользу России
Новости
Минфин предложил усилить налоговые нагрузки для дочек МГК с 2026 года в пользу России
Министерство финансов России предложило установить с 2026 года ставку налога на прибыль для дочерних компаний международных холдингов на уровне 15%, чтобы увеличивать поступления в российский бюджет. Это изменение является адаптацией международного механизма Pillar 2, принятого в странах ОЭСР, и отличается от оригинальной модели, что может создавать риски двойной налоговой нагрузки для компаний и увеличивать нагрузку на использование налоговых льгот, особенно в IT-секторе.
30 мая
06
Дальний Восток и Северный Кавказ - самые дорогие регионы для туристов в России
Новости
Дальний Восток и Северный Кавказ - самые дорогие регионы для туристов в России
Высокие туристические расходы в российских регионах. Не Москва и не Питер. Названы регионы с самыми высокими ежедневными расходами туристов.
30 мая
03