Рост индустрии общепита и доставки еды
Все больше ресторанов и кафе начинают предлагать доставку еды или сотрудничают с агрегаторами. Доля заведений с доставкой уже составляет 64%, а заказы на вынос превышают четверть от общего числа. Данная стратегия продаж особенно важна для заведений в условиях снижения посещаемости.
К июлю 2025 года доля заведений общепита с доставкой по России достигла 64%, что на 3 процентных пункта больше, чем в 2023 году, и на 22 пункта больше, чем в 2020 году. Эти данные основаны на результатах опроса, проведенного Data Insight и Федерацией рестораторов и отельеров (ФРиО), и подтверждаются другими исследованиями.
Согласно аналитикам Infoline, за последние пять лет количество сетей общепита без доставки снизилось на половину и составляет теперь 18%. Доля заказов с доставкой среди ресторанных закупок выросла до 26% с уровня в 15% в 2020 году, 10% в 2019 году и 24% в 2023 году.
Растущий тренд заказов еды превращается в стандарт, где наличие доставки становится неотъемлемой частью бизнес-модели для заведений. Это позволяет увеличить доход и обеспечить постоянную загрузку кухни, даже в периоды низкого спроса, отмечают представители «Яндекс Еда» и «Деливери».
На платформах «Яндекс Еда» и «Деливери» количество заведений к концу второго квартала 2025 года увеличилось до 51 тыс., что на 22% больше по сравнению с предыдущим годом. Большинство новых ресторанов присоединяются сегмент классических заведений, хотя их вклад в общий объем заказов на доставку пока остается небольшим, отмечает генеральный директор сервиса «Чиббис» Сергей Спиро. Почти 80% заказов на доставку приходится на dark kitchen или сети фастфуда, такие как «Вкусно — и точка», Rostic’s и «Бургер Кинг».
Тем не менее, сети фастфуда также наращивают популярность в офлайн-рознице. Согласно данным оператора фискальных данных «Платформа ОФД», в январе—июле 2025 года количество покупок в точках фастфуда увеличилось на 9% по сравнению с прошлым годом, в то время как в ресторанах и барах — всего на 1%.
Ресторанная индустрия: изменения в заказах и доставке
Покупатели теперь реже посещают рестораны из-за высоких цен, считает руководитель компании "Тигрус" Александр Мурачев. Экономически более выгодно приобретать вино в магазинах и заказывать еду на дом.
По данным Data Insight и ФРиО, в настоящее время основной способ заказа еды - через агрегаторы, которыми пользуются 49% ресторанов. Это на 5% больше, чем два года назад. Заказы по телефону сократились с 53% до 42%, а использование социальных сетей уменьшилось почти вдвое, с 26% до 14%. Заказы через сайты и приложения ресторанов увеличились с 33% до 36%.
Согласно Инге Вахитовой из "Бургер Кинг", агрегаторы помогают привлечь новых клиентов, однако для удержания постоянной аудитории и увеличения прибыли важно развивать собственные каналы, такие как сайт и приложение. Сетям выгоднее иметь собственную службу доставки, чтобы сэкономить на комиссиях. Но запуск собственной доставки требует значительных вложений в IT, логистику, курьеров и маркетинг, добавляют в "Росинтере". Согласно Ивану Хмелеву из "БургерКит", собственная доставка обходится рестораторам в 25–27% от стоимости заказа, тогда как у агрегаторов комиссия составляет около 35%.