Отказ от строительства порта Индига на Баренцевом море
По всей видимости, корпорация AEON отказалась от дальнейшего развития порта Индига на Баренцевом море. Соответствующая компания, которая выступала в качестве заказчика инвестиционной декларации на строительство порта мощностью 80 млн тонн и стоимостью более 350 млрд рублей, начала процедуру ликвидации. Эксперты сомневаются, что учитывая избыток портовых мощностей, высокую стоимость кредитов и необходимость вложений в железнодорожную инфраструктуру для проекта, удастся найти инвестора.
Участники ООО «Дирекция "Морской порт Индига"», заказчика инвестиционной декларации на строительство порта на Баренцевом море, приняли решение о ликвидации компании. Соответствующее уведомление было размещено в реестре юридически значимых сведений в августе.
Дирекция «Морской порт Индига» была создана в 2019 году ООО «Аквамарин», которым на тот период владел учредитель корпорации AEON Роман Троценко. В июле 2025 года основным собственником дирекции «Морской порт Индига» стало ООО «Технологии интеграции», возможно связанное с AEON. Согласно отчетности «Технологий интеграции», компания получала долгосрочные займы от ООО «А-Развитие», принадлежащего г-ну Троценко, а также от ООО ИК АЕОН. Ликвидатор дирекции «Морской порт Индига» не отреагировал на вопросы и передал их в офис AEON.
Вопрос о строительстве глубоководного порта Индига обсуждается с 2002 года. В том числе рассматривались варианты прокладки трубопровода для транспортировки нефти с месторождений Требса и Титова, но эти планы были отклонены. Затем компания "Роснефть" планировала строить порт здесь в рамках проекта по сжижению газа "Печора СПГ", однако и этот проект был отменен. В 2018 году появились сведения об интересе к проекту со стороны AEON.
На Восточном форуме в 2019 году Роман Троценко сообщил о начале проектирования порта. Предполагаемая мощность перевалки составляла 80 млн тонн, включая коксующийся уголь, лесоматериалы и удобрения, а целевым рынком должна была стать Северо-Восточная Азия. Планировалось также поставлять металлы с Пижемского месторождения титановых руд в Коми, где ведется добыча компанией "Руститан". Ответ представителей компании так и не поступил.
Перспективы развития порта Индига
Задуманный в 2019 году проект порта Индига, рассчитанный на к 2025 году, стал объектом многократного переноса сроков (см. от 26 января 2021 года). Средства, требуемые для реализации проекта, оценивались в 353,1 млрд рублей. По данным Арктического инвестиционного портала, AEON вложила 60 млн рублей в документацию и подготовительные работы в 2019 году, а затем планировалось еще 200 млн рублей на следующий год. По информации Portnews, рассматривалась возможность концессии, где дирекция "Морской порт Индига" могла стать концессионером.
Глава Троценко отмечал, что для осуществления проекта требуется решение о строительстве железной дороги Сосногорск—Индига. В конце 2024 года ситуацию остановки этого проекта комментировал бывший губернатор Ненецкого автономного округа (НАО) Юрий Бездудный. Стоимость строительства железнодорожного участка оценивалась в 340 млрд рублей.
Исполняющая обязанности губернатора НАО Ирина Гехт отметила в интервью ТАСС, что порт Индига в настоящее время проигрывает конкуренцию портам Мурманска и Архангельска, обладающим уже готовой инфраструктурой. Она уточнила, что проект строительства железной дороги до Сосногорска пока существует лишь на бумаге.
Г-жа Гехт подчеркнула, что на данный момент нет инвестора для порта Индига. Однако порт включен в стратегию развития Арктики, и ведется поиск потенциального инвестора.
Ведомство Росморречфлот осталось без комментариев. Министерство транспорта отказалось предоставить обратную связь.
Директор по развитию компании "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров отметил, что в настоящей сложной экономической обстановке запуск новых портовых проектов затруднителен из-за избытка грузоперевалочных мощностей в основных бассейнах и высокой ключевой ставки. Угольные компании не готовы давать гарантии на поставки, что усложняет получение финансирования и поддержки. Г-н Бурмистров также отметил, что порт Индига зависит от инвестиций в железнодорожную инфраструктуру, в то время как проекты, подобные магистрали "Белкомур", не являются актуальными. По мнению эксперта, поиск нового инвестора для порта в настоящее время является сложной задачей.