Аэрофлот планирует получить 108 самолетов МС-21 к 2030 году, но амбиции вызывают сомнения в отрасли.

Аэрофлот планирует получить 108 самолетов МС-21 к 2030 году, но амбиции вызывают сомнения в отрасли.

Новости
06
Рефинанс

Планы компании «Аэрофлот» на закупку самолетов МС-21

Компания «Аэрофлот» ожидает первую отгрузку 108 самолетов МС-21 до 2030 года и почти столько же до 2033 года. Действующее видение предусматривает до 2030 года производство более 540 самолетов МС-21, а также SJ 100 и Ту-214, от которых авиаперевозчик отказался. По оценкам отрасли реальный объем поставок по этим трем проектам колеблется в диапазоне от 50 до 200 единиц. Некоторые участники рынка полагают, что амбициозные планы «Аэрофлота» разработаны с учетом возможности получения квоты на западные самолеты.

Генеральный директор «Аэрофлота» Сергей Александровский сообщил, что компания рассчитывает получить первые 108 МС-21 до 2030 года и к 2033 году нарастить их число до 200 аппаратов. В 2024 году авиаперевозчик объявил о решении изменить заказ на 339 новых самолетов (210 МС-21, 89 SJ 100 и Ту-214) в пользу МС-21. Согласно заявлению господина Александровского от 19 июня, нет планов отказываться от закупки 339 МС-21. Остаток от договоренности (139 МС-21) будет выполнен позже, уточнил топ-менеджер.

Представители отрасли и авиационного сектора ожидают корректировки общей программы развития авиаотрасли в части количества и сроков поставки самолетов. Некоторые источники высказывают сомнения в том, что «Аэрофлот» действительно намерен закрепить определенное количество новых воздушных судов по соглашению.

По мнению многих интервьюируемых, представляя завышенные ожидания от авиационной индустрии и при этом предлагая закрепить обязательную долю отечественных и иностранных самолетов во флоте каждой авиакомпании (см. от 5 июня), «Аэрофлот» стремится обеспечить себе преимущественное право пополнения своего парка иностранными самолетами, если такая возможность представится.

В холдинге «Ростех» (включая Объединенную авиастроительную корпорацию, ОАК) отказались комментировать заявление главы «Аэрофлота» о сроках поставки МС-21. Инсайдер, близкий к госкорпорации, отметил, что «растущий спрос на российскую технику — положительный сигнал», но подчеркнул, что на данный момент «Аэрофлот» заключил контракт на менее 20 самолетов, в то время как для производителей важно преобразовать свои планы и намерения в конкретные контракты с предоплатой. Информатор добавил, что о масштабах поставок и количестве контрактов можно будет судить более точно, когда самолет начнет серийное производство.

Прогноз поставок магистральных самолетов до 2030 года

Более десяток опрошенных экспертов в авиационной отрасли оценивают общее количество поставок магистральных самолетов к 2030 году в диапазоне от 50–70 до 190–200 единиц, вместо запланированных на данный момент 527 МС-21, SJ 100 и Ту-214.

Опрос не учитывал резко пессимистичные сценарии и прогнозы по сохранению текущей концепции КПГА.

Согласно действующему плану КПГА, до 2030 года планируется выпустить 270 МС-21. ПАО «Яковлев» должно начать выпускать 40 таких самолетов в год с 2026 года, увеличивая это число до 72 единиц ежегодно с 2029 года. Одна линия выпуска МС-21 рассчитана на 36 единиц в год, планы по открытию второй линии вызывают сомнения. Эксперты оценивают потенциал сборки МС-21 с 2028 года в 18–36 ВС ежегодно. В зависимости от эффективности решения проблем с поставщиками комплектующих реальный объем произведенных МС-21 к 2030 году составит от 30 до 50 единиц, по мнению большинства экспертов. При полном решении проблемы дефицита комплектующих предполагается, что к этому времени будет выпущено 70–80 МС-21.

Кроме того, по планам КПГА до 2030 года должно быть поставлено 142 SJ 100 с темпом производства в 28 самолетов в год с 2027 года. Предполагается ежегодная поставка 6–12 ВС (20 ВС при решении проблем узких мест с поставщиками и своевременной сертификацией двигателей). Таким образом, к 2030 году ожидается от 25 до 72 ВС в оптимистичных и пессимистичных сценариях. Информации о возможном строительстве дополнительных мощностей для производства Ту-214 в Казани нет, поэтому прогнозируется выпуск от 3 до 10 таких самолетов в год. Таким образом, к 2030 году эксперты ожидают от 15 до 50 Ту-214, вместо запланированных 115 единиц.

Эксперты объясняют, что начальные планы оказались нереалистичными при очень сложной задаче и многообразии проектов. Ранее большинство исследователей ожидали, что поставщики будут освобождены от высокой загрузки гособоронзаказом после завершения военных действий.

Сейчас же эксперты считают, что приоритет задач гособоронзаказа останется неизменным вне зависимости от решения конфликта.

95 percent
Наших клиентов получают положительное решение в банке
95% наших клиентов получают кредит
Получить кредит

Прогноз изменений в авиационной отрасли

Некоторые эксперты предполагают, что скорость производства в авиационной отрасли может увеличиться в случае пересмотра санкций по западным комплектующим. Другие считают, что возврат иностранных поставщиков поможет авиапрому ускорить процесс серийных поставок.

Эксперт Института экономики транспорта ВШЭ Андрей Крамаренко исключает возможность использования "Ростехом" западных комплектующих для производства самолетов. Он утверждает, что после опыта с санкциями в 2014 и 2022 годах авиапроизводители не захотят снова зависеть от иностранных комплектующих.

Исполнительный директор "Авиапорта" Олег Пантелеев уверен, что ОАК сможет модернизировать производство и выпускать самолеты согласно планам КПГА при поддержке из федерального бюджета. Он считает, что авиакомпании готовы будут использовать запланированные технические возможности при текущих уровнях пассажиропотока и государственной поддержке.

По мнению Пантелеева, целесообразно перенести сроки начала массовых поставок с 2030 на 2035 год в свете предстоящих изменений в КПГА, возможно без изменения объемов производства.

Айгуль Абдуллина

Рассчитайте условия по кредиту и получите ответ уже сегодня
Необходимая сумма*
100 000 ₽
10 000 000 ₽
Срок кредитования*
6 мес
60 мес
Ваш ежемесячный платёж составит:
17 602
Читайте также
Как правильно спланировать бюджет на отдых: советы от 'Рефинанс'
Новости
Как правильно спланировать бюджет на отдых: советы от 'Рефинанс'
Совет по обмену валют. Финансовый совет на 20 июня: как рассчитать, сколько валюты брать в отпуск.
20 июня
00
Росрыболовство требует аннулировать инвестквоты ГК Норебо из-за невыполненных обязательств по строительству траулеров.
Новости
Росрыболовство требует аннулировать инвестквоты ГК Норебо из-за невыполненных обязательств по строительству траулеров.
Росрыболовство добивается расторжения договоров с ГК Норебо на инвестквоты по вылову рыбы из-за срыва строительства траулеров после введения санкций. Ущерб может составить 4 млрд руб., но компания планирует защищать свои интересы в суде.
20 июня
01
Российский рубль укрепился: новый курс доллара — 78,48 рубля
Новости
Российский рубль укрепился: новый курс доллара — 78,48 рубля
Валюта России укрепилась к доллару, евро и юаню. Курсы доллара, евро и юаня на 20 июня.
20 июня
02