Аэрофлот потратил 460 млрд руб. на переоформление иностранных самолетов: анализ сделок и прогнозы рынка.

Новости
02
Рефинанс

Оценка стоимости сделок страхового урегулирования в индустрии авиации

Компания "Аэрофлот" оценила, что последние сделки страхового урегулирования по 36 самолетам иностранных собственников обошлись ей в $1,1 млрд. Эти сделки, согласно их расчетам, означают, что общие затраты на приобретение 208 самолетов для пассажирских авиакомпаний начиная с 2022 года составили минимум 460 млрд рублей. В рамках этих сделок из Фонда национального благосостояния было выделено почти 300 млрд рублей. Как утверждают эксперты, в ближайшем будущем на рынке не ожидается новых сделок, так как дефицит парка для внутренних рейсов ожидается только с 2026 года.

Генеральный директор "Аэрофлота" Сергей Александровский объявил, что общая сумма финансирования сделок по 36 самолетам иностранных лизингодателей составляет $1,1 млрд. В ходе Восточного экономического форума он сообщил, что планировал завершить все сделки к концу лета. На настоящий момент урегулированы сделки по 17 воздушным судам, еще 17 планируют завершить до конца сентября, а оставшиеся два — до конца года. "Аэрофлот" планирует выпустить облигации на 86,9 млрд рублей для финансирования этих сделок, из которых уже использованы 45 млрд рублей.

Эти 36 воздушных судов являются последними самолетами иностранных собственников, которые были урегулированы компанией. Другие зарубежные Airbus и Boeing, принадлежащие дочерним структурам российских компаний, были выведены из двойной регистрации.

По информации рыночных источников, задержки в страховом урегулировании были вызваны проблемами с проведением платежей.

Сергей Александровский прокомментировал: "Это юридически сложная схема, но мы и наши контрагенты готовы к ней абсолютно".

Итак, с начала 2022 года на переоформление иностранных самолетов западных лизингодателей в российскую собственность было потрачено около 420 млрд рублей на 189 самолетов семи авиакомпаний. После завершения сделок "Аэрофлота" по оставшимся 19 воздушным судам общая сумма возрастет до 464 млрд рублей на 208 самолетов всех авиакомпаний, что составляет почти половину от всего парка, которым владели иностранные лизингодатели в России в 2022 году.

Сделки авиакомпаний в рамках финансовых операций

В 2023 году ФНБ выделил 297 млрд рублей на страховое урегулирование 162 самолетов различных авиакомпаний. Это позволило российской стороне избежать требований иностранных собственников по страховым полисам и договорам лизинга. Авиакомпании также использовали свою прибыль за 2022 год для финансирования сделок: "Победа" перечислила 15 млрд рублей, S7 - 34 млрд, "Уральские авиалинии" - 13,5 млрд, "Аврора" - 2 млрд. По оценке экспертов, на приобретение самолетов "Аэрофлота" было потрачено не менее 250 млрд рублей.

В 2022 году "Аэрофлот" финансировал лизинг и выкупил восемь Airbus A330 за свой счет. По оценкам рынка, стоимость самолетов этого возраста варьировалась от $30 до 53 млн. Сделки по страховому урегулированию проводились по ценам ниже рыночных, что позволило "Аэрофлоту" заключить выгодные сделки.

Кроме того, весной 2024 года "Аэрофлот" приобрел для "Победы" Boeing 737-800, ранее принадлежавший Royal Flight, остановленной из-за санкций. Стоимость сделки составила $10-15 млн. В конце 2024 года Azur Air приобрела Boeing 757-200, ранее принадлежавший Royal Flight, за $6 млн.

95 percent
Наших клиентов получают положительное решение в банке
Поможем получить кредит с плохой кредитной историей
Бесплатная консультация

Рынок авиаперевозок стабилен, но будущее вызывает опасения

Не предвидится других новых сделок в скором времени. Как сообщают источники из пассажирских авиакомпаний, некоторые лизингодатели прекратили обсуждение условий сделок весной 2025 года из-за возможного пересмотра санкций против гражданской авиации. Другие источники указывают на невозможность финансирования этих сделок, поскольку средства сосредоточены на обслуживании собственных воздушных судов и не предполагается изменения в этом вопросе.

Согласно одному из собеседников из экспертного сообщества, сейчас у перевозчиков нет необходимости избавляться от оставшихся нерешенных самолетов и прекращать двойную регистрацию. По его мнению, по мере ухода иностранных лайнеров с 2026 года, власти могут дополнительно ограничить количество рейсов за рубеж, чтобы избежать дефицита мест на внутреннем рынке.

Источник отмечает, что авиакомпании могут быть стимулированы сохранением деловой репутации в ожидании возобновления отношений с западным рынком.

Однако, как отмечает специалист, пока что такие перспективы неясны, и к какой небольшой авиакомпании прилипнет урегулирование к возможному возобновлению отношений, сказать сегодня нельзя.

По словам председателя Ассоциации агентств воздушного транспорта Дмитрия Горина, рост международных перевозок на сегодняшний день превышает спрос на внутренние рейсы. Он отмечает, что имеющийся флот «Аэрофлота» и других перевозчиков достаточен для удовлетворения спроса на популярные туристические направления, такие как Турция, Египет, ОАЭ, Мальдивы, Шри-Ланка, Таиланд, Вьетнам и другие.

По данным Росавиации, за семь месяцев внутренние пассажиропотоки уменьшились на 2,7%, до 46,8 миллионов человек, тогда как международные перевозки выросли на 1%, до 15,2 миллионов человек. Г-н Горин говорит, что на рынке установился баланс мест, но с сохранением роста спроса на международные рейсы, возможен дефицит флота уже с 2026 года, что должно стать очевидным к 2027 году в предвидении планового отстранения иностранных самолетов из парка российских перевозчиков.

Рассчитайте условия по кредиту и получите ответ уже сегодня
Необходимая сумма*
100 000 ₽
10 000 000 ₽
Срок кредитования*
6 мес
60 мес
Ваш ежемесячный платёж составит:
17 602

Эффективные меры для решения проблемы дефицита на международных рейсах

Для преодоления недостатка мест на международных линиях предлагается использовать каботажные перевозки (разрешение для иностранных авиакомпаний на выполнение внутренних рейсов), мокрый лизинг воздушных судов у зарубежных перевозчиков и увеличение частотности рейсов иностранных авиакомпаний, ограниченное сегодняшними условиями паритета. Эти меры, по словам Дмитрия Горина, могут временно смягчить ситуацию до обновления авиапарка в России. В качестве примера эксперт приводит временное нарушение паритета в пользу Turkish Airlines в 2022–2023 годах, когда в России не было достаточного количества современных самолетов.

Читайте также
Новости
Балтика опровергла слухи о прекращении производства Балтика 9
Пивоваренная компания Балтика официально опровергла слухи о прекращении производства своего популярного пива Балтика 9. Согласно заявлению пресс-службы, несмотря на сообщения в Telegram-каналах о планах по ребрендингу и переходу на выпуск бельгийского эля, производство Балтики 9 продолжится без изменений.
09 сентября
00
Новости
Спрос на внутренние туры в России летом упал на 10-13%
Снижение спроса на внутренние туры в России: туроператоры отмечают падение на 10-13% за лето, сообщает глава АТОР Майя Ломидзе.
09 сентября
01
Новости
Силуанов: Бюджет России-2026 рассчитан при цене нефти $59 за баррель
Министр финансов Антон Силуанов заявил, что российский бюджет на 2026 год рассчитан, исходя из цены на нефть марки Urals в $59 за баррель.
09 сентября
01