Изменение владения: AGP Холдинг
Управляющий бывшими заводами Hyundai в Санкт-Петербурге и Volkswagen в Калуге компания AGP Холдинг изменила структуру владения после попадания бывшего руководителя Андрея Павловича под санкции Великобритании. Основная доля перешла к АО "АК Инвест". Санкции могли бы затруднить импорт компонентов, страхование, логистику и взаимоотношения с китайскими партнерами.
Главным владельцем AGP Холдинга, включающего заводы Hyundai и Volkswagen, стало АО "АК Инвест" в соответствии с данными ЕГРЮЛ в базе СПАРК. В середине июля компания приобрела 94,999% AGP Холдинга. АО "АК Инвест" было создано в конце апреля Антоном Жуковым, основателем и генеральным директором IT-компании "Три точки", развивающей сервисы для автовладельцев и автодилеров. Согласно ЕГРЮЛ, у AGP Холдинга всего три учредителя, их данные скрыты.
Ранее AGP Холдинг контролировал бывший президент дилерской группы "Авилон" Андрей Павлович. В феврале 2025 года Великобритания ввела санкции против "Авилона" и господина Павловича, отметив, что он контролирует компанию в транспортном секторе, важном для правительства РФ.
Представитель AGP Холдинга заявил, что изменения в собственниках направлены на обеспечение устойчивости компании к санкциям. "Это не повлияет на операционную деятельность холдинга, она останется неизменной", — сказал он.
По данным компании, за первые шесть месяцев 2025 года завод в Санкт-Петербурге выпустил 18,25 тыс. автомобилей под маркой Solaris. Продано 12,28 тыс. машин, зарегистрировано 10,4 тыс. штук.
Согласно статистике, Solaris занимал девятое место по продажам новых легковых автомобилей в РФ за первое полугодие 2025 года, и в июне поднялся на восьмое место.
Запуск серийного производства автомобилей Tenet в Калуге
На производстве в Калуге готовится к запуску массовое производство автомобилей Tenet в соответствии с договоренностью с китайской компанией Defetoo.
Юрист и партнер юридической фирмы a.t.Legal Николай Титов отмечает, что смена собственника в ОАО "АК Инвест" создает дополнительную защиту конфиденциальности в России: согласно закону, информацию о бенефициарах можно скрывать, если компания уже находится под ограничениями или может под них попасть. Однако, по его мнению, для Управления по реализации финансовых санкций Минфина Великобритании (OFSI) и Управления по контролю за иностранными активами США (OFAC) важен фактический, а не формальный контроль.
По словам руководителя группы международных проектов Vegas Lex Наталии Абцешко, санкции со стороны Великобритании могут затруднить расчеты по внешнеторговым договорам, вплоть до замораживания средств на счетах зарубежных банков, включая банки-корреспонденты, а также оказать отрицательное воздействие на другие отношения с иностранными контрагентами - поставщиками, подрядчиками, сервис-провайдерами. Основные уязвимости касаются импорта комплектующих, страхования и логистики, уточняет Николай Титов. Кроме того, согласно юристам, за действиями Великобритании могут последовать санкции других стран. По мнению Николая Титова, ЕС и США обычно согласовывают решения Британии в течение шести месяцев.
Попадание под санкции может стать значительным фактором при принятии решения о дальнейшем сотрудничестве даже для китайских контрагентов, указывает Наталия Абцешко. По ее словам, компании из Китая опасаются "вторичных" санкций со стороны США, и "вторичные" санкции ЕС также становятся все более распространенными. Николай Титов добавляет, что в контрактах с китайскими компаниями уже появляются условия с механизмом snap-back (мгновенное расторжение): включение партнера в SDN-список дает право китайской стороне немедленно выйти из сделки без потерь.
Крупные российские автопроизводители, включая АвтоВАЗ, "Соллерс", КамАЗ, уже подверглись западным санкциям. Сергей Удалов из "Автостата" тем не менее отмечает, что для всех компаний гораздо выгоднее избежать ограничений. Это обеспечивает дополнительные возможности при выборе партнеров, поставщиков, финансирования, что в свою очередь дает конкурентные преимущества на рынке, подчеркивает он.