Изменения в сельском хозяйстве России: новые технологии и кадровые проблемы
План набора специалистов в сельском хозяйстве
Каждый год сельскому хозяйству РФ требуется более 143 тысяч специалистов, в соответствии с отчетом правительства о реализации образовательной политики. Для достижения этой цели разработан проект "Кадры в АПК", который до 2030 года должен обеспечить предприятия отрасли персоналом на 95 %, а долю молодых специалистов повысить с 9 до 15 %.
"Минсельхоз работает над увеличением числа студентов, обучающихся по целевым программам", - отметила зампред Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам Юлия Оглоблина. "К 2030 году мы планируем достичь показателя в 80 %. В текущем году наблюдается рекордное количество поступлений. Абитуриенты подали более 535 тысяч заявлений в приемные комиссии. Прошлогоднее выполнение квот по специальностям сельского хозяйства, ветеринарии и зоотехники выросло вдвое с 2022 года. Всего в прошлом году в отраслевые вузы по целевым квотам поступило 4098 студентов".
Для привлечения внимания будущих специалистов к аграрным профессиям, вузы включили в свои программы современные и востребованные направления, такие как агробиотехнологии, генетика и цифровые технологии, применение беспилотников, роботизация и фитосанитарный контроль, по словам депутата.
Современные трудовые специальности
В сельском хозяйстве все больше высокотехнологичных работы. "На данный момент формируются новые профессии, определяющие будущее отрасли", - отмечает руководитель отдела кадров группы компаний ВИК Роксана Маркарян. Среди них - генетический консультант, аналитик данных, специалист по биотехнологии в сельском хозяйстве, городской фермер, оператор беспилотников и разработчик сельскохозяйственных роботов. Для занятия этими профессиями необходимы глубокие знания в различных областях, таких как биология, информационные технологии и инженерия.
Цифровизация серьезно меняет аграрный сектор на всех уровнях - от точного земледелия и использования беспилотников до анализа больших массивов информации, утверждает директор Ассоциации интернета вещей Андрей Колесников. "Сегодня требуются специалисты нового поколения, способные глубоко понимать работу на поле и одновременно уверенно владеть цифровыми инструментами. Эти кадры ценятся высоко", - отмечает он.
Особенно востребованы специалисты, способные управлять современными технологическими системами, разбирающиеся в их устройстве и обеспечивающие их бесперебойную работу, делится своими наблюдениями Светлана Горкунова, руководитель подразделения по цветоводству в группе компаний "Горкунов". "Это относится к инженерам, работающим с автоматизированными линиями, агрономам и технологам, имеющим опыт работы на интеллектуальных фермах и тепличных комплексах, специалистам по управлению цифровыми платформами и аналитикам данных", - перечисляет она.
Найти таких специалистов с опытом работы в других областях представляется проблематичным. "Эти люди должны не только уметь регистрировать статистические отклонения, но и оценивать, что, например, уменьшение показателя вегетации на определенном участке поля указывает на потенциальный стресс у растений. Причинами стресса могут быть недостаток питательных веществ, болезни, насекомые или неблагоприятные погодные условия", - говорит директор по развитию бизнеса в сельскохозяйственном секторе К2Тех Александр Эдер.
Также, по мнению Эдера, недостаточное использование массивов данных, собранных с датчиков, спутников и оборудования, так и остается проблемой из-за нехватки квалифицированных специалистов сельского хозяйства.
Масштабные образовательные проекты
В текущем году в соответствии с указом президента РФ о научно-технической политике в сельском хозяйстве началась реализация крупных образовательных инициатив. Планируется открыть 18 тысяч агротехнологических классов в школах, а также создать сеть специализированных учебных заведений, связанных с предприятиями АПК. Агротехнические классы предназначены для знакомства детей с профессиями в сельском хозяйстве. Они разрабатываются совместно с ведущими аграрными университетами, учащиеся погружаются в мир биотехнологий и ветеринарии, посещают передовые предприятия и приобретают практические навыки для будущей профессиональной деятельности.
Новые стратегии также используются в обучении студентов. В учебном году 2024/2025 начался эксперимент по подготовке ветеринарных врачей через программы интернатуры и новые специальности, такие как "селекционер-генетик". Этот эксперимент проводится Донским государственным техническим университетом и Московской ветеринарной академией им. К.И. Скрябина. Партнер академии в федеральном проекте по ветеринарной интернатуре - группа компаний ВИК заявила, что несколько молодых специалистов, обучающихся по этой программе, уже приступили к работе в отделе птицеводства. Молодежь получает персональное сопровождение: индивидуальное развитие карьеры и регулярные консультации от ведущих экспертов отрасли.
Развитие сельских территорий и программы привлечения кадров
В России сегодня функционируют 57 учебных заведений, специализирующихся на сельском хозяйстве. В них создаются современные площадки и центры исследований. Для стимулирования молодежи и улучшения условий жизни в сельской местности по инициативе программы "Комплексное развитие сельских территорий" предусмотрен механизм предоставления жилья в аренду. По истечении пяти лет работы на ферме можно выкупить жилье за 10% от его стоимости, а по прошествии 10 лет - за 1% от цены, напоминает Юлия Оглоблина.
Многие предприятия также разрабатывают свои собственные программы по привлечению персонала. Например, это внутренние обучающие системы, менторские программы или центры развития для студентов. Лучшие из них включаются в реестр "Кадровый резерв" и могут рассчитывать на будущее трудоустройство.