Автомобильные грузоперевозки
Логистика: вызовы и перспективы
"Точка стыковки логистики и экономики сильно влияет на перевозки. В 2023 году средний тариф составлял 64,7 рубля за километр, к марту 2024 года снизился до 52,3 рубля. Лизинг рос на 26%, утильсбор в отдельных случаях - на 80%. Операционная рентабельность была -17%, что приводит к убыткам за рейсы", - комментирует специалист. Юридическая проблема в неравном распределении обязательств между участниками рынка. Около 60% перевозчиков не связывают трудовые отношения, используют упрощенные схемы и платят неофициально. Таким образом, они могут установить тарифы на 15-20% ниже конкурентов, что приводит к потере конкурентоспособности. "Правовая пустота усугубляется незарегистрированными транспортными средствами: менее 20% владельцев уведомили о перевозках. Обязательная регистрация участников и транспорта может стать решением, сокращая "теневой" сектор оборота в 1,5 трлн рублей", - говорит эксперт. Создание механизма правовой симметрии, где все несут сравнимые обязательства, критично. Логистика - ключевой компонент рынка, подверженный изменениям в правовых нормах. Президент ассоциации подчеркивает роль логистики в поставках, включая продукты питания. Потребность в складской логистике растет из-за дефицита площадей и оптимизации расходов. Однако, есть проблемы: рентабельность перевозок резко снизилась, что привело к возврату лизинговой техники. Более 60% компаний работают вне правовой сферы, что искажает тарифы до 20%. Прогнозируется стагнация и снижение объемов, а без поддержки государства многие перевозчики могут покинуть рынок. Необходимо вмешательство для предотвращения роста транспортных тарифов и цен для потребителей.
Изменения в логистике и перевозках грузов
Согласно его словам, важно помнить, что сокращение в одной отрасли бизнеса может быть компенсировано увеличением в другой. "Например, если востребованность местных перевозок сегодня упала, то на международных маршрутах, наоборот, мы видим возрастание. Среди популярных в ПЭК направлений: Китай - Россия (повышение в 2,2 раза), Россия - Узбекистан (рост на 2,1 раза) и Россия - Беларусь (увеличение на 35% год от года). Поэтому с началом 2025 года компания будет продолжать развивать свои филиалы и стремиться сократить время доставки по этим направлениям. Кроме этого, наблюдается увеличение запросов на складские услуги. В условиях острой нехватки свободных площадей, повышения стоимости аренды и увеличения издержек на складскую логистику, многие организации все чаще обращаются к логистическим операторам для улучшения этих процессов и сокращения расходов", - отмечает специалист.