Авиакарах: транспортный коллапс грозит авиакомпаниям убытками в 20 млрд рублей.

Авиакарах: транспортный коллапс грозит авиакомпаниям убытками в 20 млрд рублей.

Новости
09
Рефинанс

Транспортный коллапс в авиасообщении приведет к огромным издержкам

Сбой в авиасообщении 5–6 июля может обернуться серьезными убытками для авиакомпаний в размере около 20 миллиардов рублей. Отмена рейсов в течение первых суток кризиса в трех аэропортах уже привела к издержкам в размере 4–6 миллиардов рублей. Представители пассажирских ассоциаций настаивают на необходимости разработки четкого плана действий в случае чрезвычайных ситуаций, по принципу единого центра управления. Согласно оценкам экспертов, аэропорты должны обеспечивать размещение и питание за свой счет, а небольшие авиакомпании, чтобы избежать банкротства, нуждаются в косвенной финансовой поддержке.

По данным опрошенных экспертов и источников в авиакомпаниях, транспортный коллапс обойдется российским авиаперевозчикам в сумму нескольких десятков миллиардов рублей всего за первые два дня проблем. Информация Минтранса указывает на отмену более 250 рейсов и задержку более 270 на аэропортах Шереметьево, Пулково и Стригино (Нижний Новгород) 5 июля. На завершающий момент 6 июля, в этих же аэропортах отменено 171, 90 и 26 рейсов, а также были задержаны на более чем два часа 56, 37 и 13 рейсов соответственно. Пока нет информации об оценках для других аэропортов, где также были проблемы, и об общей картины по стране. Представители Минтранса, Росавиации, крупных аэропортов и авиакомпаний воздерживаются от дополнительных комментариев.

Издержки воздушных перевозчиков

По первоначальным оценкам, с отменой полета самолета Boeing 737-800 в двухклассной компоновке на 158 пассажиров, авиакомпания рискует потерять от 15 до 23 миллионов рублей, в зависимости от маршрута. Эти расходы включают аэропортовые сборы, расходы на топливо и работу экипажей, а также потерю выручки.

Только в первые сутки отмены рейсов в трех аэропортах авиаперевозчики ущерба примерно на сумму от 3,9 до 5,9 миллиарда рублей. Представители больших авиакомпаний подтвердили эти расчеты. В одной из компаний уточнили, что задержка одного рейса на альтернативном аэродроме обходится в среднем в 1,5-2 миллиона рублей за четыре часа.

Эксперт Дмитрий Дацыков оценил, что дополнительные издержки авиакомпаний из-за осложнений в расписании по всей стране за сутки могут составить в среднем 20 миллиардов рублей. Учитывая ущерб для пассажиров и смежных отраслей, общий размер непрямых потерь только в трех регионах может достигать нескольких десятков миллиардов рублей.

95 percent
Наших клиентов получают положительное решение в банке
Есть просрочки и МФО. Поможем получить кредит и закрыть долги
Бесплатная консультация

Поддержка пассажиров и авиаперевозчиков

Лидер общественной организации "Союз пассажиров" Кирилл Янков отмечает, что количество жалоб, поступивших после сбоев в мае, значительно сократилось. По его мнению, авиакомпании извлекли уроки из прошлых ситуаций. Наибольшее количество жалоб пришло из аэропортов Шереметьево и Пулково в связи с переносом рейсов на маршруте Москва—Петербург.

Частичная причина снижения числа жалоб может быть связана с непостоянством работы мобильной сети в выходные дни на территории аэропортов.

Пассажиры, по словам Кирилла Янкова, обращались за помощью в случаях, когда было сложно найти представителей авиакомпаний или не было информации о предоставлении ваучеров на питание или размещение. Он призывает рассмотреть вопрос корректировки Федеральных авиационных правил (ФАП-82) и установить четкий порядок действий для аэропортов и перевозчиков в чрезвычайных ситуациях. Работа информационных служб в Шереметьево и Пулково была эффективной, но господин Янков считает, что при массовых сбоях их ресурсов может быть недостаточно. Особенно важным он считает разработку четких инструкций для аэропортов, где нет представителей авиакомпаний, и для ситуаций, когда рейс переносится на запасной аэродром без договоренности.

По мнению главы Общероссийского объединения пассажиров (ООП) Ильи Зотова, после майских происшествий часть пассажиров в летний период решила довериться возврату средств без предпринятия дополнительных действий. Однако, по мнению эксперта, обязательно нужно разработать четкую инструкцию по автоматизированному возврату билетов, включая невозвратные тарифы, и предъявить ясные требования к обслуживанию пассажиров. Сейчас действующие ФАП-82 не содержат четких норм по питанию, и авиакомпании предлагают ваучеры на недорогие обеды, зачастую ограничиваясь "бутербродами и чаем".

Организация ООП считает, что ответственность за размещение в гостиницах в случае крупных сбоев должна лечь на аэропорты. После перестройки маршрутов и массовых возвратов билетов авиакомпаний, перевозчики могли бы возместить расходы аэропортам за временное размещение. Для небольших авиакомпаний дополнительные издержки в случае повторения ситуации могут стать финансовым бременем, поэтому стоит обсудить налоговые льготы или другие меры поддержки для избежания банкротства. Управление кризисными ситуациями должно осуществляться по единому стандарту, устанавливает глава ООП.

Рассчитайте условия по кредиту и получите ответ уже сегодня
Необходимая сумма*
100 000 ₽
10 000 000 ₽
Срок кредитования*
6 мес
60 мес
Ваш ежемесячный платёж составит:
17 602

Туристы сталкиваются с перебоями

Масштабной отмены путевок пока не наблюдается, сообщает заместитель-президент Российского союза туризма (РСТ) Дмитрий Горин. Однако, по его утверждению, туроператоры вынуждены нести дополнительные расходы. Согласно Горину, авиакомпании из-за резкого увеличения задержек не всегда могут обеспечить размещение и питание для пассажиров, иногда недостает свободных номеров, и компании-туристы берут эту ответственность на себя, а также тратят деньги на перебронирование отелей и туров. На данный момент нет консолидированных данных, но примерно за 5-6 июля издержки могут достигать нескольких десятков миллионов рублей, считает господин Горин. Любые задержки в авиасообщении приводят к сдвигам в графиках на два-три дня, что усложняет ситуацию и возможно многократно увеличивает расходы туристических компаний.

Увеличение расходов туроператоров из-за закрытия воздушного пространства

Ситуация с приостановкой аэронавигации из-за противостояния Ирана и Израиля вызвала дополнительные издержки в размере 300 миллионов рублей для компаний, занимающихся организацией туров. Поэтому в июне РСТ попросил Министерство экономического развития уменьшить взносы в Фонд персональной ответственности туроператоров с 1% от выручки за квартал до 0,25%. Пока не получено никакого ответа на этот запрос, по словам представителя Дмитрия Горина. В случае повторения подобных проблем, он считает, что отрасли необходима финансовая поддержка по образу помощи в период пандемии.

Айгуль Абдуллина

Читайте также
Российский морской экспорт нефти сократился до четырехмесячного минимума из-за техобслуживания НПЗ в Китае и диверсификации закупок Индией.
Новости
Российский морской экспорт нефти сократился до четырехмесячного минимума из-за техобслуживания НПЗ в Китае и диверсификации закупок Индией.
Экспорт российской нефти по морю в июне достиг минимального уровня за четыре месяца из-за технического обслуживания НПЗ в Китае и диверсификации закупок Индией. Ожидается дальнейший спад экспорта в июле—августе на фоне роста внутреннего спроса на нефтепродукты.
07 июля
01
Компания планирует перепродажу угольных активов Ахметова с дисконтом в 2025–2026 гг.
Новости
Компания планирует перепродажу угольных активов Ахметова с дисконтом в 2025–2026 гг.
Компания, выкупившая бывшие угольные активы, планирует их перепродать в 2025–2026 годах. В условиях слабого рынка угольной промышленности возможна продажа с дисконтом для инвесторов, готовых к долгосрочным ожиданиям.
07 июля
02
Новости
Санкции против России: ощутимые последствия без коллапса экономики
Аналитики Института Гайдара в июльском мониторинге отметили, что санкции против России имеют значительное, но не критичное влияние на экономику страны. С 2022 по 2025 годы международное давление переходит от адресных мер к системной изоляции, затрагивая такие сферы, как эмбарго, заморозка активов и запрет на нефтесервисные услуги. Влияние санкций сравнивается с хроническим заболеванием, затрудняющим экономическое развитие, но не приводящим к коллапсу.
07 июля
02