Финансовые результаты авиакомпаний РФ в 2024 году
По оценке экспертов, доходы всех авиакомпаний в 2024 году выросли на 23% и достигли 1,77 трлн рублей. Чистая прибыль ключевых перевозчиков превысила отметку в 100 млрд рублей, а доход от продаж составил не менее 95 млрд рублей, за исключением "Победы", чьи данные не были раскрыты. Повышение результатов связано с увеличением международных рейсов и увеличением стоимости билетов, в отличие от предыдущих лет, когда влияли субсидии и страховые выплаты.
Суммарная выручка 30 авиакомпаний в России, которые обслуживают практически все пассажирские перевозки, превысила 1,77 трлн рублей, что на 23% превышает показатель 2023 года и на 65% - 2022 года. Более детальный анализ показателей позволил оценить доход "Победы" в 100 млрд рублей после попадания в SDN List весной 2024 года. Около 90% пассажиропотока приходится на топ-10 авиакомпаний, из которых половина приходится на "Аэрофлот" (включая "Победу" и "Россию").
Выручка от продаж составила около 104 млрд рублей для 22 авиаперевозчиков, из которых примерно 85 млрд рублей приходится на 21 компанию. Аналитики оценили чистую прибыль "Победы" примерно в 20 млрд рублей. Всего доход перевозчиков увеличился на 22% по сравнению с 2023 годом и на 16% с 2022 года, при этом восьмеро компаний показали чистый убыток в 27,9 млрд рублей. Все это привело к общей прибыли отрасли в размере 76 млрд рублей.
Операционная прибыль выросла в 4,7 раза до 61 млрд рублей, не считая "Победы", что свидетельствует о возврате к нормальной деятельности после кризиса 2022 года. Выручка от продаж выросла на 23%, что связано с повышением стоимости билетов. Финансовые результаты компаний различаются из-за сложностей с обслуживанием самолетов и ограничений в перевозках. Важное преимущество теперь заключается в умении эффективно управлять авиапарком.
Финансовые итоги авиакомпаний: анализ 2024 года
Миссис Егазарян подмечает, что 39% общеотраслевой прибыли достается "Аэрофлоту", что также показывает разнообразие ситуации, когда половина компаний имела убытки при увеличении цен. При увеличении общей чистой прибыли с учетом "Победы" до 100 миллиардов рублей уровень рентабельности по чистой прибыли составил 6,3% и оставался почти неизменным в годовом отчете, несмотря на увеличение доходов, комментирует аналитик. Часть дохода, уточняет она, была съедена увеличивающимися расходами на обслуживание парка, зарплатным фондом и процентными расходами.
В 2022 году специалисты объясняли финансовые результаты перевозчиков значительным воздействием "антисанкционной" субсидии в 100 миллиардов рублей и другими мерами господдержки. По результатам 2023 года позитивные результаты были возможны во многом благодаря сделкам страхового возмещения и пересмотром лизинговых платежей в рублях после реформирования самолетов в российскую собственность.
Достижения 2024 года включали в себя увеличение числа международных рейсов, традиционно более прибыльных, чем внутренние, подчеркивает руководитель группы корпоративных рейтингов АКРА Александр Гущин. По информации Росавиации, если внутри страны в 2024 году было перевезено 84,7 миллионов пассажиров (увеличение на 2%), то на международных направлениях — 27 миллионов человек (увеличение на 20,1%).
При этом обобщенные показатели господин Гущин считает "естественными и предсказуемыми". "Курс на уменьшение господдержки был задан еще в 2023 году, и перевозчики освоились на рынке, бережно управляя операционными расходами", — замечает он. Тем не менее аналитик не предполагает увеличения тарифов на перевозки значительно выше уровня инфляции, несмотря на ожидаемый дефицит перевозочных мощностей. По его мнению, авиакомпании предпочтут сохранить "хрупкое рыночное равновесие", в котором маловероятны как ценовой демпинг отдельных перевозчиков, так и резкое повышение цен в большинстве авиакомпаний.
Благоприятный отраслевой финансовый результат 2024 года не должен убаюкивать, говорит исполнительный директор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. Динамичный рост издержек был отмечен в прошлом году и продолжится в нынешнем. Но покупательная способность населения уже не будет опережать тарифы. Как объясняет господин Пантелеев, перевозчики, возможно, смогут сохранить высокую доходность, так как в условиях дефицита перевозочных мощностей они смогут с легкостью обрезать нижний спрос, однако есть две проблемы.
Во-первых, отмечает эксперт, власти ожидают от авиакомпаний увеличения перевозок, а запуск большого числа отечественных самолетов — задача очень дорогостоящая. Во-вторых, продолжает он, отдельные политики и деятели продолжают призывать ограничить цены на авиабилеты. По мнению Олега Пантелеева, это почти неизбежно приведет к дефициту билетов на пиковые даты. Нынешняя динамическая ценовая политика, добавляет он, позволяет "те, кому это действительно нужно, даже за высокую цену, улететь". Это подтверждается увеличением продаж билетов бизнес-класса, также выгодного для финансов авиакомпаний из-за более высокой доходности, отмечает специалист: "Если экономическое место продано полностью, а пассажиру необходимо совершить полет, то в некоторых случаях он приобретет билет бизнес-класса" (см. от 22 апреля).
Влияние ценового фактора на выручку авиаперевозчиков
Анастасия Егазарян отмечает, что в текущем году доход авиакомпаний будет зависеть от показателей выручки на каждый километр полета при малом росте или небольшом снижении числа пассажиров. Она прогнозирует, что рост выручки на кресло-километр замедлится и приблизится к уровню инфляции. По данным Росавиации, ожидается сокращение пассажиропотока российских авиакомпаний на 1,7% до 109,7 миллионов человек в этом году, как сообщил глава агентства Дмитрий Ядров в феврале.