Автодилеры сокращают сеть и меняют стратегию из-за кризиса на рынке

Автодилеры сокращают сеть и меняют стратегию из-за кризиса на рынке

Бизнес
033
Рефинанс

Изменения на авторынке

Экономический спад заставляет дилеров снижать издержки и пересматривать свою бизнес-модель. Они закрывают неэффективные точки продаж, отказываются от сотрудничества с отдельными брендами и направлениями, сосредотачиваясь на доходных салонах и внедряя новые сервисы. На годовом отчете дилеры прогнозируют закрытие 10–20% автосалонов.

Российские дилеры оптимизируют свой бизнес в условиях экономического затишья и сниженного спроса на авторынке, отмечают эксперты. Одни сокращают количество точек, другие пересматривают свой подход к работе. По данным гендиректора компании "Автостат" Сергея Целикова, количество авто-шоурумов в России уменьшилось на 137 за второй квартал, до 2,95 тыс. точек, количество дилерских контрактов сократилось на 183, до 4,33 тыс. контрактов. Основные потери, по его мнению, понесла компания "КлючАвто". К началу текущего года у них было 90 контрактов, а к июлю осталось всего 36.

Дилеры отказываются от нерентабельных франшиз, что позволяет им сократить издержки, рассказывает гендиректор Группы компаний "Автоспеццентр" Андрей Терлюкевич. Они закрывают, в первую очередь, бренды, которые продаются малыми объемами (по несколько автомобилей в месяц на одного дилера). «Сюда можно отнести бренды, которые сталкиваются с наибольшим спадом продаж или не могут конкурировать на рынке».

Под сокращение попадают не только шоурумы с массовыми и премиальными автомобилями, но и с премиум-классом. Например, в районе "Москва-Сити" центр продаж машин Lamborghini закрылся. "Сейчас нет необходимости в такой точке. Мы продолжаем работать в нашей основной локации", — заявили в компании.

Некоторые компании могут прекратить работу в отдельных сегментах. Например, компания "Борисхоф" больше не занимается продажей подержанных автомобилей и перестала выкупать машины: они сообщили об этом клиентам через колл-центр. Представители "Борисхоф" отказались комментировать ситуацию.

Классическая бизнес-модель, где дилер покупает автомобиль и продает его на рынке, устаревает из-за высоких рисков в условиях нестабильной экономики и волатильного курса, говорит гендиректор "Рольфа" Светлана Виноградова. В таких условиях "Рольф" внедряет цифровые сервисы, становясь посредником между продавцом и покупателем, особенно в сегменте подержанных автомобилей. Коммерческий директор маркетплейса Fresh Евгений Житнухин связывает изменения в бизнесе с увеличением онлайн-продаж и конкуренцией. "Появление новых игроков, включая онлайн-ритейлеров и мультибрендовые дилеры, оказывает давление на традиционные сети дилеров", — отмечает он.

95 percent
Наших клиентов получают положительное решение в банке
Образовался кассовый разрыв? Оборотное кредитование на выгодных условиях.
Получить консультацию

Изменения в авторитейле: эксперты рассказывают о текущих тенденциях

По словам директора ГК «Автодом» Андрея Ольховского, происходит преобразование автомобильного рынка, но он не видит тенденции отказа от традиционной модели бизнеса. Он отмечает переход к китайской концепции, в которой продажи ставятся выше сервиса. Ольховский подчеркивает, что компания не уменьшает количество автосалонов, но перераспределяет свои усилия для достижения более благоприятных результатов. Он утверждает, что в настоящее время все дилеры работают с низкой рентабельностью под давлением китайских дистрибуторов. Ранее дилеры надеялись на восстановление бизнеса, но сейчас наблюдается апатия, и многие из них думают о преобразовании своих точек продаж. Некоторые даже изымают средства из бизнеса.

Заместитель генерального директора по продажам в Группе компаний «Авилон» Ренат Тюктеев отмечает, что производители начинают интересоваться не только прибылью дилеров, а стремятся к долгосрочным отношениям для завоевания рынка. Он говорит о закрытии торговых точек в компании и изменении их брендовой направленности. Тюктеев отмечает, что часть франшиз, которые ранее были успешными, сегодня несут убытки или показывают нулевую прибыль.

Участники автомобильной индустрии, опрошенные экспертами, выражают пессимистическое отношение к будущему авторитейла. Некоторые считают, что предстоит волна банкротств и поглощений, а другие прогнозируют сокращение автомобильных центров на 10–15% к концу года. Ольховский предполагает, что если ситуация не улучшится, сокращение будет еще более значительным в следующем году. Из-за отсутствия прибыли возможно закрытие около 20% автосалонов, особенно в крупных городах. Некоторые марки, такие как Kaiyi, BAIC, Livan, "Москвич" и "Соллерс", находятся в группе риска.

Читайте также
Новости
Костин: Доллар - более мощное оружие, чем ядерное
Глава ВТБ Андрей Костин заявил, что доллар США является более мощным геополитическим оружием, чем ядерное. Он отметил готовность США использовать доллар для давления на другие страны и подчеркнул тенденцию к дедолларизации мировой экономики, упомянув снижение доли доллара в международных резервах до 30-летнего минимума.
12 декабря
06
Новости
Число регионов России с зарплатой выше 100 тысяч рублей возросло до 13
Зарплаты в российских регионах. В России выросло число регионов с зарплатой от 100 тысяч рублей.
12 декабря
08
Новости
«Министр труда: Сокращение рабочего дня в России нецелесообразно»
Полный рабочий день без сокращений. Минтруд прокомментировал идею о сокращении рабочего дня в России.
12 декабря
07