Изменения на авторынке
Экономический спад заставляет дилеров снижать издержки и пересматривать свою бизнес-модель. Они закрывают неэффективные точки продаж, отказываются от сотрудничества с отдельными брендами и направлениями, сосредотачиваясь на доходных салонах и внедряя новые сервисы. На годовом отчете дилеры прогнозируют закрытие 10–20% автосалонов.
Российские дилеры оптимизируют свой бизнес в условиях экономического затишья и сниженного спроса на авторынке, отмечают эксперты. Одни сокращают количество точек, другие пересматривают свой подход к работе. По данным гендиректора компании "Автостат" Сергея Целикова, количество авто-шоурумов в России уменьшилось на 137 за второй квартал, до 2,95 тыс. точек, количество дилерских контрактов сократилось на 183, до 4,33 тыс. контрактов. Основные потери, по его мнению, понесла компания "КлючАвто". К началу текущего года у них было 90 контрактов, а к июлю осталось всего 36.
Дилеры отказываются от нерентабельных франшиз, что позволяет им сократить издержки, рассказывает гендиректор Группы компаний "Автоспеццентр" Андрей Терлюкевич. Они закрывают, в первую очередь, бренды, которые продаются малыми объемами (по несколько автомобилей в месяц на одного дилера). «Сюда можно отнести бренды, которые сталкиваются с наибольшим спадом продаж или не могут конкурировать на рынке».
Под сокращение попадают не только шоурумы с массовыми и премиальными автомобилями, но и с премиум-классом. Например, в районе "Москва-Сити" центр продаж машин Lamborghini закрылся. "Сейчас нет необходимости в такой точке. Мы продолжаем работать в нашей основной локации", — заявили в компании.
Некоторые компании могут прекратить работу в отдельных сегментах. Например, компания "Борисхоф" больше не занимается продажей подержанных автомобилей и перестала выкупать машины: они сообщили об этом клиентам через колл-центр. Представители "Борисхоф" отказались комментировать ситуацию.
Классическая бизнес-модель, где дилер покупает автомобиль и продает его на рынке, устаревает из-за высоких рисков в условиях нестабильной экономики и волатильного курса, говорит гендиректор "Рольфа" Светлана Виноградова. В таких условиях "Рольф" внедряет цифровые сервисы, становясь посредником между продавцом и покупателем, особенно в сегменте подержанных автомобилей. Коммерческий директор маркетплейса Fresh Евгений Житнухин связывает изменения в бизнесе с увеличением онлайн-продаж и конкуренцией. "Появление новых игроков, включая онлайн-ритейлеров и мультибрендовые дилеры, оказывает давление на традиционные сети дилеров", — отмечает он.
Изменения в авторитейле: эксперты рассказывают о текущих тенденциях
По словам директора ГК «Автодом» Андрея Ольховского, происходит преобразование автомобильного рынка, но он не видит тенденции отказа от традиционной модели бизнеса. Он отмечает переход к китайской концепции, в которой продажи ставятся выше сервиса. Ольховский подчеркивает, что компания не уменьшает количество автосалонов, но перераспределяет свои усилия для достижения более благоприятных результатов. Он утверждает, что в настоящее время все дилеры работают с низкой рентабельностью под давлением китайских дистрибуторов. Ранее дилеры надеялись на восстановление бизнеса, но сейчас наблюдается апатия, и многие из них думают о преобразовании своих точек продаж. Некоторые даже изымают средства из бизнеса.
Заместитель генерального директора по продажам в Группе компаний «Авилон» Ренат Тюктеев отмечает, что производители начинают интересоваться не только прибылью дилеров, а стремятся к долгосрочным отношениям для завоевания рынка. Он говорит о закрытии торговых точек в компании и изменении их брендовой направленности. Тюктеев отмечает, что часть франшиз, которые ранее были успешными, сегодня несут убытки или показывают нулевую прибыль.
Участники автомобильной индустрии, опрошенные экспертами, выражают пессимистическое отношение к будущему авторитейла. Некоторые считают, что предстоит волна банкротств и поглощений, а другие прогнозируют сокращение автомобильных центров на 10–15% к концу года. Ольховский предполагает, что если ситуация не улучшится, сокращение будет еще более значительным в следующем году. Из-за отсутствия прибыли возможно закрытие около 20% автосалонов, особенно в крупных городах. Некоторые марки, такие как Kaiyi, BAIC, Livan, "Москвич" и "Соллерс", находятся в группе риска.