Автодилеры сокращают сеть и меняют стратегию из-за кризиса на рынке

Автодилеры сокращают сеть и меняют стратегию из-за кризиса на рынке

Бизнес
028
Рефинанс

Изменения на авторынке

Экономический спад заставляет дилеров снижать издержки и пересматривать свою бизнес-модель. Они закрывают неэффективные точки продаж, отказываются от сотрудничества с отдельными брендами и направлениями, сосредотачиваясь на доходных салонах и внедряя новые сервисы. На годовом отчете дилеры прогнозируют закрытие 10–20% автосалонов.

Российские дилеры оптимизируют свой бизнес в условиях экономического затишья и сниженного спроса на авторынке, отмечают эксперты. Одни сокращают количество точек, другие пересматривают свой подход к работе. По данным гендиректора компании "Автостат" Сергея Целикова, количество авто-шоурумов в России уменьшилось на 137 за второй квартал, до 2,95 тыс. точек, количество дилерских контрактов сократилось на 183, до 4,33 тыс. контрактов. Основные потери, по его мнению, понесла компания "КлючАвто". К началу текущего года у них было 90 контрактов, а к июлю осталось всего 36.

Дилеры отказываются от нерентабельных франшиз, что позволяет им сократить издержки, рассказывает гендиректор Группы компаний "Автоспеццентр" Андрей Терлюкевич. Они закрывают, в первую очередь, бренды, которые продаются малыми объемами (по несколько автомобилей в месяц на одного дилера). «Сюда можно отнести бренды, которые сталкиваются с наибольшим спадом продаж или не могут конкурировать на рынке».

Под сокращение попадают не только шоурумы с массовыми и премиальными автомобилями, но и с премиум-классом. Например, в районе "Москва-Сити" центр продаж машин Lamborghini закрылся. "Сейчас нет необходимости в такой точке. Мы продолжаем работать в нашей основной локации", — заявили в компании.

Некоторые компании могут прекратить работу в отдельных сегментах. Например, компания "Борисхоф" больше не занимается продажей подержанных автомобилей и перестала выкупать машины: они сообщили об этом клиентам через колл-центр. Представители "Борисхоф" отказались комментировать ситуацию.

Классическая бизнес-модель, где дилер покупает автомобиль и продает его на рынке, устаревает из-за высоких рисков в условиях нестабильной экономики и волатильного курса, говорит гендиректор "Рольфа" Светлана Виноградова. В таких условиях "Рольф" внедряет цифровые сервисы, становясь посредником между продавцом и покупателем, особенно в сегменте подержанных автомобилей. Коммерческий директор маркетплейса Fresh Евгений Житнухин связывает изменения в бизнесе с увеличением онлайн-продаж и конкуренцией. "Появление новых игроков, включая онлайн-ритейлеров и мультибрендовые дилеры, оказывает давление на традиционные сети дилеров", — отмечает он.

95 percent
Наших клиентов получают положительное решение в банке
Льготные программы кредитования для бизнеса. Получите средства на развитие под минимальный процент.
Оформить заявку

Изменения в авторитейле: эксперты рассказывают о текущих тенденциях

По словам директора ГК «Автодом» Андрея Ольховского, происходит преобразование автомобильного рынка, но он не видит тенденции отказа от традиционной модели бизнеса. Он отмечает переход к китайской концепции, в которой продажи ставятся выше сервиса. Ольховский подчеркивает, что компания не уменьшает количество автосалонов, но перераспределяет свои усилия для достижения более благоприятных результатов. Он утверждает, что в настоящее время все дилеры работают с низкой рентабельностью под давлением китайских дистрибуторов. Ранее дилеры надеялись на восстановление бизнеса, но сейчас наблюдается апатия, и многие из них думают о преобразовании своих точек продаж. Некоторые даже изымают средства из бизнеса.

Заместитель генерального директора по продажам в Группе компаний «Авилон» Ренат Тюктеев отмечает, что производители начинают интересоваться не только прибылью дилеров, а стремятся к долгосрочным отношениям для завоевания рынка. Он говорит о закрытии торговых точек в компании и изменении их брендовой направленности. Тюктеев отмечает, что часть франшиз, которые ранее были успешными, сегодня несут убытки или показывают нулевую прибыль.

Участники автомобильной индустрии, опрошенные экспертами, выражают пессимистическое отношение к будущему авторитейла. Некоторые считают, что предстоит волна банкротств и поглощений, а другие прогнозируют сокращение автомобильных центров на 10–15% к концу года. Ольховский предполагает, что если ситуация не улучшится, сокращение будет еще более значительным в следующем году. Из-за отсутствия прибыли возможно закрытие около 20% автосалонов, особенно в крупных городах. Некоторые марки, такие как Kaiyi, BAIC, Livan, "Москвич" и "Соллерс", находятся в группе риска.

Читайте также
Новости
Wildberries планирует купить страховую компанию для расширения бизнеса
Wildberries намерен приобрести страховую компанию за 0,51 млрд рублей, чтобы быстро запустить страховое направление. Компания ищет небольших страховщиков с лицензией ОСАГО и другими видами страхования для расширения бизнеса.
30 октября
01
Новости
Чистая прибыль АЛРОСА за 9 месяцев 2025 года выросла на 26,6%, несмотря на снижение выручки
АЛРОСА сообщила о росте чистой прибыли на 26,6% за 9 месяцев 2025 года, достигнув 35,8 млрд рублей, несмотря на снижение выручки на 5,74% до 156,76 млрд рублей.
30 октября
01
Новости
В России установят стандарты страхования подъездов в многоэтажках к 2030 году
Власти России планируют ввести стандарты страхования общего имущества в многоквартирных домах, включая подъезды и лестничные клетки. Эти меры вошли в Стратегию развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 года.
30 октября
03