Рынок автокредитов в России: анализ и перспективы
Согласно данным ВТБ на первые пять месяцев 2025 года, объем автокредитов, выданных российскими банками, уменьшился на 48% по сравнению с прошлым годом, достигнув отметки в 500 млрд рублей. Майский объем автокредитов составил около 115 млрд рублей, на 2% превышая апрельские показатели, но почти вдвое ниже аналогичного периода 2024 года.
Эксперты говорят о давлении на рынок автокредитов высокой ключевой ставки, макропруденциальных мер ЦБ и росте утилизационного сбора. Положительную динамику продаж в мае ВТБ связывает с активностью дилеров, стремящихся избавиться от складских остатков с дисконтом. Предстоящие ужесточения условий автокредитования с июля также могут повлиять на рынок в связи с возможностью установки макропруденциальных лимитов на кредитование отдельных категорий заемщиков.
Большинство кредитов всё еще направлено на приобретение новых автомобилей, поддерживаемое государственными мерами и программами производителей. Доля автокредитов на новые автомобили в ВТБ составила около 65%, причем 98,5% сделок были заключены на автомобили китайских и российских брендов. Средний размер автокредита на новые автомобили увеличился до 1,05 млн рублей с начала года, в то время как для подержанных машин он составляет 969 тыс. рублей.
Вице-президент ВТБ отмечает структурные изменения на рынке автокредитования, отмечая перенос спроса в сегмент субсидированных программ, как государственных, так и от производителей, и подчеркивает важность качества портфеля для банков.