Автокредитование в России: тенденции и последствия
После стремительного роста автокредитов в прошлом году, в 2025 году выдачи сократились практически вдвое. Это произошло из-за высоких процентных ставок и жестких мер, введенных Банком России для регулирования этой сферы. Индустрия ищет новые методы поддержания объемов продаж, как показал анализ издания «Ъ-Review».
Согласно данным агентства Frank RG, количество автокредитов, выданных в феврале 2025 года, сократилось до 70 тыс., упав на 42,2% по сравнению с предыдущим годом. В денежном выражении объем снизился на более чем 50% по сравнению с февралем 2024 года и составил 84 млрд рублей. При этом средняя процентная ставка оставалась на уровне 18,4%.
Одной из причин такого спада является высокая база предыдущего года. Исследование Frank RG показало, что отложенный спрос, сформировавшийся в 2022 году, а также выход рынка из застоя и его насыщение китайскими автомобилями, способствовали тому, что автокредиты в 2024 году превзошли по темпам роста все другие розничные сегменты. Например, ВТБ выдал более 362 тыс. автокредитов в 2024 году на общую сумму 484 млрд рублей, что в два раза превысило показатели 2023 года, сообщил Алексей Бочарников, начальник отдела «Автокредитование» в ВТБ.
Однако такой стремительный рост имел и отрицательные последствия. По данным Центробанка, более 61% автокредитов, выданных в первом квартале 2024 года, получили клиенты со значительной долговой нагрузкой (более 50% от доходов).
Покупка автомобилей осуществлялась в период ускоряющихся инфляционных ожиданий, вызывая опасения относительно будущего роста просроченных платежей.
Это обеспокоило Банк России, который принял решение о жестком регулировании выдачи автокредитов.
Резервный капитал и коэффициенты риска
С начала лета прошлого года Центральный банк ввел доплаты к коэффициентам риска по займам для заёмщиков, чья долговая нагрузка превышает половину дохода. Эти макропруденциальные меры вынудили банки подготовить дополнительный резервный капитал на случай дефолтов заёмщиков и напрямую сказались на стоимости займов для клиентов с высокой задолженностью. Принцип работы прост: чем больше доплата к коэффициенту риска, тем больше сумму банк вынужден замораживать в резервах. Например, при уровне Показателя Доходности Недостатков в размере 50–60% доплата составляет 0,7, а если ПДН превышает 80%, коэффициент возрастает до 2,0. «Эта инициатива стала основным фактором охлаждения рынка и отсекла до 40% потенциальных заемщиков в отдельных банках в первые три месяца текущего года»,— подчеркивает руководитель проектов компании Фрэнк RG Станислав Сухов.
Рынок автомобилей и его тенденции
Принятые меры позволили снизить объемы выдач кредитов на четверть с июля 2024 года. Это было обусловлено введением макропруденциальных надбавок и высокой ключевой ставкой, подтверждает эксперт Алексей Бочарников. Банки вынуждены были изменить свои требования к заемщикам, более тщательно оценивая их платежеспособность.
Однако ужесточение регулирования со стороны Центрального банка — не единственная причина проблем на рынке. Рост цен на автомобили стал серьезной трудностью для заемщиков. Несмотря на некоторое укрепление рубля, другие факторы продолжают оказывать давление на цены, делая покупку автомобилей менее доступной, рассказывает директор финансовых услуг компаний "Автодом" и "АвтоСпецЦентр" Дмитрий Мольков.
Проблемы с логистикой, рост таможенных платежей, утилизационный сбор, а также увеличение стоимости заемных средств для финансирования поставок продолжают поддерживать цены на высоком уровне. По мнению г-на Молькова, ожидать снижения цен в ближайшем будущем не приходится. Скорее всего, нас ждет временная стабилизация с возможным ростом во второй половине 2025 года.
По новым правилам
С апреля 2025 года Центробанк получил право вводить новые ограничения на выдачу автокредитов. Теперь регулятор может определять максимальный объем выдачи в зависимости от долговой нагрузки заемщика и ограничивать получение долгосрочных кредитов. Согласно установленным правилам, ограничения начнут действовать с 1 июля 2025 года. В связи с этим банкам придется пересмотреть условия кредитования в ближайшее время. «Получив конкретные значения макропруденциальных лимитов от Центрального банка, мы готовы предпринять различные меры, например, увеличивать долю субсидированных кредитов или использовать другие комбинированные методы, чтобы обеспечить доступ к кредитам для автолюбителей»,— сообщают в Сбербанке.
Государственная поддержка: кредиты на покупку автомобилей
В стратегии ВТБ предусмотрено ориентироваться на заемщиков с низкой задолженностью и соответствующих требованиям государственных программ. Это сложная задача, так как не все могут получить выгодный автокредит.
Приоритет отдается семьям с детьми, работникам учебных и медицинских учреждений, участникам ВОВ и их семьям, людям с ограниченными возможностями, а также жителям Дальнего Востока. Для получения кредита необходимо соответствовать ряду условий. Кредит должен быть оформлен впервые, с первоначальным взносом от 10% от стоимости автомобиля, либо можно использовать собственный автомобиль старше шести лет в качестве частичного взноса. Также приобретаемое транспортное средство должно быть новым (2023–2024 годов выпуска), исключительно отечественного производства, и стоимость не должна превышать 2 млн рублей. Таким образом, госпрограмма ограничивает выбор моделей.
Сегодня для дилеров наиболее эффективны программы с субсидированием процентных ставок.
Множество программ автокредитования на 1-3 года (а иногда до 5 лет) предлагают реальные процентные ставки от 0% до 10% годовых. Обычно для участия в них требуется первоначальный взнос от 40% до 70% от стоимости автомобиля. Для тех, кто сдает старый автомобиль в трейд-ин, это условие не составляет проблем.
Без субсидирования процентных ставок автопроизводителями, процентная ставка по кредиту была бы не менее 25% годовых, утверждают участники рынка. Субсидирование помогает клиентам уменьшить выплаты по процентам в разы, а то и сократить их до нуля. Отмечается, что максимальные продажи в кредит сегодня у автобрендов, активно субсидирующих кредитные ставки. Например, у Chery, Geely, Omoda доля продаж в кредит превышает 80%, а у Haval — более 70%.
Иной вариант — рассрочка под 0,01%, сообщили в сети автосалонов «Ключавто». Для покупателей новых автомобилей доступна программа лизинга для физических лиц. В сегменте подержанных автомобилей отсутствуют специальные кредитные программы, но есть возможность воспользоваться кредитами с минимальной процентной ставкой и программами лизинга с полным НДС.
Импортеры расширяют программы для поддержки продаж
Рыночные участники уверены в том, что компании, занимающиеся импортом, будут увеличивать свои программы с дополнительными мерами для стимулирования продаж. По мере изменения ситуации с ключевой ставкой, спрос органически увеличится, и тогда программы поддержки могут быть пересмотрены, отмечают в компании «Ключавто».
В Сбербанке утверждают, что одним из способов поддержания продаж является комбинация различных методов взаимодействия с автомобилями: владение, краткосрочная аренда или подписка. Однако эксперты высказывают сомнения по этому поводу: каршеринг и подписки не способны полностью заменить автокредитование. Кроме того, ключевая ставка оказывает влияние не только на автокредиты, но также на лизинг и подписки, так как все эти сферы зависят от ставки и сталкиваются с аналогичными проблемами. По мнению Станислава Сухова из компании Frank RG, точечные ограничения Центробанка, направленные на ограничение автокредитования для заемщиков с ПДН выше 50%, оказывают влияние не на тот сегмент клиентов, который может переключиться на подписку.
Когда ждать оттепель
Один из ключевых рисков для сектора автокредитования в настоящее время — сокращение господдержки от автопроизводителей, что может серьезно повлиять на рынок и доступность машин для покупателей, отмечают в Сбербанке. Главным фактором, влияющим на рост автокредитования, останется политика риска Центробанка, по мнению в ВТБ. В частности, значительное воздействие на рынок окажет введение обязательного подтверждения дохода с октября 2025 года.
Это изменение затронет большинство заемщиков, учитывая, что средний размер автокредита в стране в настоящее время составляет 1,2 миллиона рублей (несмотря на его уменьшение на 15% к марту 2025 года). Дополнительное влияние оказывает также ежегодный рост экологического сбора.
Однако принимая во внимание сигналы, поступающие от ЦБ, можно предположить, что регулятору вполне удовлетворительно замедление в автокредитовании, считают специалисты. «Закон о возможности установки макропруденциальных ограничений в автокредитовании вступил в силу с 1 апреля, но конкретные меры будут утверждены к 1 июля. В течение этого времени ЦБ будет следить за развитием ситуации на рынке, и возможно жесткие меры не понадобятся», — рассказал Станислав Сухов. В то же время восстановление на рынке автокредитования непосредственно зависит от смены цикла строгой ДКП, что, по мнению специалистов и аналитиков, произойдет не ранее второй половины года.
ЦБ стремится к изменениям в автокредитовании
Банк намерен уничтожить нечестные практики в сфере автокредитования и создать стандарт, аналогичный ипотечному бизнесу. Учитывая важность финансовых услуг для дилеров и банков, новый подход может кардинально изменить отрасль, считает аналитик Frank RG.