Ставки на кредиты уменьшились, но все еще высоки
Процентные ставки на автокредиты для подержанных автомобилей снизились в августе, в то время как кредиты на новые авто остались стабильными после некоторого снижения с начала года. Ожидается, что даже при строгих требованиях регулятора кредиты на б/у автомобили будут становиться доступнее в свете ослабления монетарной политики.
Согласно данным БКИ «Объединенное кредитное бюро», средняя полная стоимость кредита на подержанные автомобили в августе 2025 года упала до значения октября 2024 года, составив 26,4% годовых. Показатель снизился на 1 п. п. за август, что так же, как и за предыдущие четыре месяца. С другой стороны, средняя ставка на новые авто незначительно поднялась на 0,15 п. п., достигнув 13,8% годовых. В то время как средняя ставка по кредитам на подержанные автомобили уменьшилась до 24,6% годовых, ставка на новые авто выросла на 0,2 п. п., до 10,2% годовых.
Эксперты отмечают, что снижение процентных ставок на автокредиты для подержанных автомобилей объясняется уменьшением затрат на финансирование со стороны банков, вызванного как фактическим снижением ключевой ставки, так и предвкушением дальнейшего ослабления монетарной политики. Недавние задействования льготных программ и субсидий автопроизводителей сдерживают максимальные ставки на кредиты для новых автомобилей, оставляя небольшое пространство для их дальнейшего понижения.
На начало 2025 года средние процентные ставки на кредиты автомобильного флота сроком до года составляли примерно 2% годовых, преимущественно благодаря программам рассрочки, в которых проценты субсидируются производителями. Для долгосрочных кредитов ставки выше из-за ограничений производителей на размер субсидий. Некоторые компании, такие как АвтоВАЗ, сохраняют минимальные льготные ставки и ориентируются на ставку Центробанка и спрос на рынке.
В то время как одобрения кредитов на подержанные автомобили растут, данные указывают на снижение одобрений для новых авто второй месяц подряд. Это может быть связано с введением ограничений на автокредиты. С учетом текущего снижения процентных ставок, ситуация может стабилизироваться, по мнению экспертов.
Однако введение макропруденциальных мер и жестких нормативов не позволяет банкам значительно смягчить условия кредитования на подержанные автомобили, отмечают специалисты. На данный момент ситуация остается достаточно сложной, с сохранением высоких процентных ставок на автокредиты.
Прогноз по автокредитам: снижение ставок или стабильность?
Первоисточник считает, что вторичный рынок автокредитов будет следовать за ключевой ставкой, но не опустится ниже 22–23% годовых. Согласно Никите Кулагину, банки не всегда понижают ставки пропорционально ключевой ставке из-за различных факторов. Для увеличения спроса на автомобили с пробегом ставка должна быть на уровне 10–12% годовых, по мнению Ольги Бойко.
Что касается новых автомобилей, ставки будут зависеть от политики автопроизводителей по субсидированию и объемам производства. Анатолий Перфильев предполагает, что со временем стоимость кредитов на новые машины может снизиться, но Алексей Бородавин склоняется к тому, что вероятнее всего они останутся на уровне 10% годовых.