Автолизинг под давлением: вызовы и перспективы по мнению гендиректора Европлана

Автолизинг под давлением: вызовы и перспективы по мнению гендиректора Европлана

Бизнес
019
Рефинанс

Актуальные тенденции на рынке автолизинга

Доля автолизинга на лизинговом рынке сократилась в прошлом году, что вызвано снижением спроса и увеличением изъятий техники из-за финансовых трудностей бизнеса. Гендиректор компании «Европлан» рассказал о фондировании, стратегиях и перспективах в отрасли.

— Какие изменения произошли на рынке автолизинга в прошлом году?

— Мы анализируем данные агентства «Эксперт РА». Объем рынка сократился на 7%, с долей автолизинга уменьшившейся с 52% до 51%. Для нас год был наполнен событиями: проведена крупная IPO сделка, совершено приобретение техники на 240 млрд руб. и заключено 58 тыс. новых контрактов. Чистая прибыль составила 14,9 млрд руб., капитал возрос до 50 млрд руб., а портфель лизинга достиг 256 млрд руб., на 11% превышая данные прошлого года.

— Как ваша компания реагировала на повышение ставок Центробанка в прошлом году?

— Мы скорректировали стратегию фондирования, максимально снизили дополнительные расходы по пассивам, заключая новые контракты по фиксированным ставкам и платежам. Это позволило нам не перекладывать финансовые бремена на клиентов, поддерживающих своевременные выплаты.

— Считаете ли вы, что отрасль успешно справилась с жесткой денежно-кредитной политикой?

Рынок в условиях активной конкуренции

— Это непрерывный процесс, его завершенность не является фактом. Рынок снижается, но существует, и мы наблюдаем интенсивное соперничество.

— Какие факторы обеспечивали прибыльность бизнеса помимо финансовой структуры?

— Для уточнения лучше сказать "кем". В первую очередь благодаря нашей высококвалифицированной команде. "Европлан" занимается автолизингом и все сотрудники посвящают свое время лишь этому сегменту. В портфеле 91% клиентов - малый, средний и микробизнес. Такая модель высоко диверсифицирована по задолженности, что играет важную роль.

Кроме того, мы лидеры в предоставлении сервисов, связанных с эксплуатацией автомобилей: топливные программы, доставка, страхование, обслуживание, технический осмотр и другие. Мы говорим, что наши клиенты могут купить "один день жизни" за 6–10 тыс. рублей во время шиномонтажа. Обычно на смену шин автовладелец тратит столько времени: он едет к шиномонтажу через пробки, где его обслуживают с опозданием, и доставляет сменные шины домой.

— Какую долю в выручке компании составили внереализационные доходы в 2024 году?

— Очень существенную. В общем доходе от операций на невыпущенные товары пришлось 38,3%, что более чем покрыло все операционные затраты компании.

Ожидания и реальность в области финансов

— Какие результаты за первый квартал 2025 года?

— Нет предпосылок для снижения ситуации.

— Ваши основные клиенты — малый, средний и микробизнес — находятся в сложной конъюнктуре из-за высокой ключевой ставки. За какие услуги и сервисы они готовы платить в данный момент и почему?

— При высоких значениях ставок сложнее привлечь клиентов к лизингу и услугам. Тем не менее спрос сохраняется, поскольку товары по-прежнему нужно доставлять. Развитие маркетплейсов активизирует спрос на услуги доставки на автомобилях. Бизнесы заключают договоры с сервисами, прибавляя до пяти услуг, и спрос остается стабильным.

— Новые сделки все равно заключаются, несмотря на высокие ставки, и отрасль продолжает поддерживать портфель?

— В сложные времена банки и лизинговые компании усложняют условия, делая деньги дороже и менее доступными. Богатые клиенты, ранее покупавшие автомобили за свои средства, теперь обращаются к кредитам и лизингу. Часть своего капитала они вкладывают в первоначальный взнос, оставшуюся часть используют на свои бизнесы. Таким образом, спрос остается стабильным.

Тенденции в финансировании и лизинге

— Растет ли число просрочек и реструктуризаций?

— Да, доля просроченных договоров — 90 и более дней — составляет 1,3% в структуре портфеля. Тогда как раньше речь шла о десятых долях процента: 0,2%, 0,3%. Но это все еще низкие показатели как относительно нашего портфеля, так и в целом, если сравнивать с кредитованием. Но мы используем и реструктуризацию, и платежные каникулы, и прочие способы для поддержания наших клиентов.

Также подрастает сток автомобилей: по итогам прошлого года доля возвращенных предметов лизинга составила 3,8% от валюты баланса, в денежном выражении это около 11 млрд руб. При этом ожидаемая стоимость риска увеличилась до 3,4%, но это с запасом покрывается нашей чистой процентной маржой, которая составила 9,9% по итогам того же 2024 года.

— Что вы делаете с изъятой техникой?

— Мы развиваем собственные компетенции во всех аспектах бизнеса, поэтому сами продаем изъятую технику. У нас работают сотрудники во всех регионах, которые фотографируют, оценивают, приводят в порядок и проверяют автомобили. Часть машин реализуется за деньги по полной стоимости, а другая часть — в повторный лизинг.

— Как поступаете с клиентами, которые не могут платить?

95 percent
Наших клиентов получают положительное решение в банке
Рассчитай условия ипотеки для бизнеса.
Получить расчёт

Стремление к поиску решений

— Мы высоко ценим наших клиентов — некоторые из них пережили с нами три или даже четыре кризиса. Поэтому мы стремимся к поиску решений для урегулирования ситуаций, предлагая либо реструктуризацию договора, либо предоставление каникул. Если по итогам анализа мы видим, что бизнес клиента жизнеспособен, мы готовы идти навстречу. Более 60% нового бизнеса в течение года составляют сделки с повторными клиентами, что является для нас значимым, поэтому мы стараемся со всеми договориться в сложных ситуациях.

— Как изменилась ваша структура фондирования?

— Мы не таргетируем структуру фондирования, то есть не ставим целью привлекать пассивы тем или иным способом. У нас три источника пассивов: средства акционеров (капитал), кредиты от банков-партнеров и облигации. Мы работаем на рынке публичного долга с 2008 года и выпускаем облигации, когда это экономически выгодно, то есть когда такой способ привлечения средств дешевле. В сложные времена, когда спрос ограничен, мы прибегаем к банковским кредитам. В настоящее время у нас открыты кредитные линии в банках примерно на 100 млрд руб., при этом облигации составляют 20–21% всей структуры заемных средств, а оставшаяся часть — это кредиты от банков.

— Вы видите сохранение интереса инвесторов к вашим бумагам? Кризисные явления ведь коснулись и авторынка, и лизинговой отрасли.

— Да, интерес сохраняется. Это объясняется достаточно просто. С одной стороны, мы единственная российская лизинговая компания, акции которой торгуются на бирже. С другой — и это основная причина — с момента создания бизнеса мы ведем учет по международным стандартам. Это значит, что все результаты деятельности компании мы открыто транслируем всем контрагентам.

— Вы сказали, что 91% ваших клиентов — МСБ и микробизнес, а кто остальные 9%?

Лизинг для физических лиц: новые тенденции

— Это большой бизнес. В частности, автопарки, таксопарки и строительные компании — представители совершенно разных сфер. И наша сильная сторона заключается в разнообразии нашего портфеля.

— А с частными лицами у вас есть дела?

— Основная часть наших заказчиков — компании. Есть и частные лица, но объем сделок с ними невелик и есть на это объяснение. Лизинг для физических лиц исходно был недоступен из-за закона, который определял лизинг как способ получения транспорта для коммерческой деятельности. Даже сейчас, когда физическим лицам доступен лизинг, он дороже автокредита на 20% из-за НДС, который взимается на услуги.

Есть два случая, когда лизинг для частных лиц может быть интересен и популярен.

Во-первых, если лизинговая компания имеет крупную скидку от производителя, которой может не быть у кредитования. Некоторые компании и автобренды предлагают совместные программы лизинга. При наличии скидки от производителя и фирменной программы лизинг для частных лиц может быть выгоден с экономической точки зрения. Второй случай — желание клиента передать все заботы по обслуживанию автомобиля лизинговой компании, что мы умело делаем.

— Учитывая строгие правила кредитования для этого сектора и возможные скидки, не переключится ли значительная часть спроса на лизинг?

Исполнение лизинга и структура автолизинга

— У нас всего десятки операций по лизингу физическим лицам ежегодно, и у большинства конкурентов, судя по отчету агентства "Эксперт РА", ситуация аналогична и не случайно. Вы подметили, что доступ к кредитам усложнился, но если банк отклонил заявку клиента, маловероятно, что лизинговое предприятие, разбирающееся в экономике сделки, согласится финансировать таких клиентов.

Клиентов, неспособных погасить свои долги, мало кто преследует. Поэтому изменение ситуации на рынке вряд ли произойдет.

Однако если вступит в силу законодательное изменение, связанное с НДС, то есть отмена налога на добавленную стоимость для физических лиц, то у нашей отрасли могут открыться новые перспективы. Мы с коллегами обсуждаем эту инициативу на площадке Объединенной лизинговой ассоциации, но последствия пока не ясны.

— Как изменилась структура автолизинга по видам транспорта в портфеле компании за прошлый год? Какие сегменты стимулировали рост, а какие оставались на месте или снижались?

— В качестве факторов роста выделяются легковые и легкие коммерческие сегменты, где количество сделок увеличилось на 3% и 45% соответственно. Если добавить продажи грузовых автомобилей к LCV-машинам, то мы наблюдаем прирост на 11% по объему сделок по сравнению с 2023 годом. В то же время количество операций по грузовому транспорту снизилось на 6%, а по спецтехнике — на 4%. Это объясняется структурой наших клиентов, в основном представленных малым, средним и микро предприятиями, которые предпочитают покупать машины Lada Largus и "Газели". В легковом сегменте также пользуются популярностью автомобили от АвтоВАЗа.

— Какие автомобили наиболее востребованы: китайские, российские или машины брендов, покинувших рынок?

Рассчитайте условия по кредиту и получите ответ уже сегодня
Необходимая сумма*
1 000 000 ₽
500 000 000 ₽
Срок кредитования*
1 год
25 лет
Ваш ежемесячный платёж составит:
86 066

Тенденции на рынке автомобилей

— За прошедшие годы лидеры продаж не изменились. АвтоВАЗ остается главным в легковом сегменте, а Lada Largus и «Газели» в легком коммерческом. КамАЗ лидирует среди грузовиков, а Минский тракторный завод доминирует в спецтехнике.

Китайские бренды постепенно забирают долю рынка, ранее принадлежавшую европейским компаниям, включая "большую семерку" в тяжелом коммерческом транспорте.

Haval и Geely занимают второе и третье места среди легковых автомобилей. Впрочем, доля китайских марок снизилась на два процентных пункта к концу 2024 года.

— Как вы думаете, в чем причина этого снижения?

— Во-первых, появилось больше российских брендов на рынке. Во-вторых, машин китайского производства стало слишком много. Кроме того, спрос на автолизинг снизился из-за жесткой денежно-кредитной политики.

— С увеличением предложения на рынке автомобилей, производители начинают предлагать крупные скидки?

Тренды автомобильного бизнеса

— Подобные истории происходят, но сейчас нет массового роста таких предложений. При текущих тарифах и расходах на фонд, трудно отказываться от части прибыли. Производители и дилеры транслируют снижение цен через специальные программы, в которых мы участвуем.

— Работаете ли вы с импортом? Если клиент хочет только тягачи Scania или MAN.

— Мы сотрудничаем только с официальными дилерами и поставщиками, что помогает нам успешно развивать бизнес.

— Интересуетесь ли электрическими автомобилями?

— Пока доля сделок с электромобилями составляет менее 1%. Их чаще покупают таксопарки для тестирования тренда или руководители компаний в качестве представительских автомобилей.

— Каков ваш прогноз на рост автолизинга в целом?

Прогноз на рынке лизинга

— Предвидеть будущее – это нелегкая задача. Если бы у нас была возможность заглянуть в будущее, мы бы обязательно воспользовались этим. Мы опираемся на данные агентства "Эксперт РА": согласно их прогнозам, ожидается падение рынка лизинга на уровне 15–25% к 2025 году. Однако, наши коллеги полагают, что во второй половине года произойдет смягчение денежно-кредитной политики, что приведет к возобновлению деловой активности.

На наш взгляд, денежно-кредитная политика останется строгой на протяжении всего года, поэтому мы ожидаем снижение рынка в диапазоне 40–50%.

Если говорить о более отдаленной перспективе, мы видим формирование отложенного спроса. По прогнозам "Эксперт РА", произнесенным в начале прошлого года, с 2024 по 2028 год рынок лизинга должен был увеличиваться в среднем на 15%. Однако, в прошлом году произошло падение, и на данный момент нет явных признаков того, что ситуация значительно улучшится в 2025 году. Тем не менее, спрос остается, он не исчез и будет реализовываться либо уже в текущем году, согласно "Эксперт РА", либо в будущем, после внесения изменений в денежно-кредитную политику Банка России.

— Каков ваш прогноз по сегменту нового бизнеса в "Европлане" на конец года?

— Это опять же вопрос о предсказаниях. Мы приложим максимум усилий, чтобы выглядеть успешно.

Читайте также
Управление будущим: Осознанность и ИИ в образовании — интервью со Сколково
Бизнес
Управление будущим: Осознанность и ИИ в образовании — интервью со Сколково
Под влиянием пандемии и санкций российскому бизнесу пришлось адаптироваться к новой реальности. В интервью Ъ-Review директор программ Московской школы управления Сколково Булат Нуреев обсуждает роль осознанности, искусственного интеллекта и социально значимых проектов в современном управленческом образовании.
Узнать ответ
17 апреля
01
ВС РФ постановил: семейные переводы не вредят кредиторам и остаются законными
Финансы
ВС РФ постановил: семейные переводы не вредят кредиторам и остаются законными
Верховный суд РФ защитил право семьи банкрота на переводы средств Верховный суд РФ вынес решение в пользу семьи должника, признав легитимными регулярные переводы мужа супруге на содержание детей и бытовые нужды, которые ранее были оспорены как причиняющие вред кредиторам. Экономколлегия указала, что жена банкрота не обязана детально обосновывать использование средств, а ответственность за доказательство злоупотреблений ложится на истца.
Узнать ответ
17 апреля
010
Стоит ли оформлять кредит на себя вместо другого человека?
Вопрос-ответ
Стоит ли оформлять кредит на себя вместо другого человека?
Довольно часто близкие люди обращаются друг к другу за помощью, в том числе, одолжить денег или даже оформить кредит в тяжёлой ситуации. Даже если вы доверяете просящему и он обещает выплачивать долг, не спешите брать на себя такую ответственность. Рассказываем, как поступить, если к вам обратились с такой просьбой, и что делать, если кредит оформлен, а человек не вносит платежи.
Узнать ответ
16 апреля
05