Динамика рынка автомобилей летом
Сфера продаж легковых транспортных средств в начале лета продемонстрировала хорошие результаты согласно мнению специалистов. Предполагается как возможное оживление сбыта в кредит и лизинг, так и временное застывание. Часть клиентов, получив положительный сигнал от Центробанка, могут ждать более выгодных условий для покупки. Общее количество реализованных новых автомобилей в июне оценивается около 100 тысяч машин, как сообщают автодилеры.
Продажи новых пассажирских транспортных средств в первой неделе июня снизились на 0,7% по сравнению с предыдущей неделей, составив 23,56 тысячи единиц по данным "Автостата". Среди пятерки лидеров по продажам за неделю вошли Lada Granta (3,07 тысячи единиц), Lada Vesta (1,66 тысячи единиц), китайские Haval Jolion (1,04 тысячи единиц) и Changan UNI-S (806 единиц), а также Lada Largus (653 единицы).
Исполнительный директор агентства Сергей Удалов отмечает, что обычно первая неделя месяца уступает по показателям последней, однако на данном этапе ситуация практически выравнилась. Наблюдается положительная динамика продаж легкого коммерческого и грузового транспорта: прирост на 0,5% по сравнению с предыдущей неделей до 1,74 тысячи единиц и на 10% до 783 единиц соответственно.
Предполагается, что июнь будет довольно стабильным для автомобильного рынка России, где не стоит ожидать резкого увеличения спроса при снижении ключевой ставки с 21% до 20%, по словам господина Удалова. Ситуация интерпретируется как нейтральный сигнал. Генеральный директор ГК "Автоспеццентр" Андрей Терлюкевич отмечает, что депозиты по-прежнему остаются привлекательными для населения, а ставки на кредиты для новых автомобилей, субсидируемые производителями, значительно ниже ключевой ставки.
Согласно директору департамента новых автомобилей компании "Рольф" Николаю Иванову, снижение ключевой ставки лишь на один процентный пункт не окажет значительного влияния на бизнес, корпоративные кредиты и спрос. Подобную точку зрения высказывает главный редактор журнала "За рулем" Максим Кадаков. Глава управления по сотрудничеству с импортерами в "Газпромбанк Автолизинг" Александр Корнев отмечает, что снижение ставки вызывает надежды на оживление продаж в кредит и лизинг, хоть и в небольших масштабах.
Однако часть аналитиков и дилеров считает, что снижение ставки не приведет к росту спроса, а скорее замедлит его. Ожидание дальнейших смягчений в денежно-кредитной политике может затормозить потребителей, заинтересованных в покупке автомобиля в кредит, чтобы дождаться лучших условий, подчеркивает эксперт компании "Эйлер" Владимир Беспалов. Подобное мнение разделяет коммерческий директор автомобильной площадки Fresh Евгений Житнухин. "Некоторые могут подумать: ставка упала, но незначительно. Однако тенденция понятна. Нужно подождать", — придает он.
Прогнозы рынка автомобилей
Общий многие участники отрасли прогнозируют рост сбыта новых автомобилей в июне по сравнению с маем, что соответствует апрельским показателям, составившим 102,11 тысячи единиц, по данным "Автостата". По мнению г-на Корнева, в начале лета активность продавцов может повыситься из-за предстоящих квартальных премий. Также поддержку спросу могут оказать китайские автопроизводители, добавляет он.
В "Авилоне" прогнозируют, что продажи составят 102–105 тысяч единиц, в то время как в "Рольфе" ожидают 98–100 тысяч единиц. Владимир Беспалов и Сергей Удалов считают, что объем рынка достигнет примерно 100 тысяч новых машин. Повышение спроса может быть стимулировано более значительным снижением ключевой ставки на минимум еще на два процентных пункта, считает Максим Кадаков, а также приближение индексации утильсбора. "Может быть, рынок проснется осенью",— подводит итог он.