Что происходит на авторынке в мае 2025 года
Российский авторынок в мае снова просел: продажи новых машин упали на четверть, и пока нет признаков быстрого восстановления. Самыми заметными игроками остаются китайские бренды — Haval, Chery, Geely и Belgee — именно они занимают львиную долю продаж. В лидерах — проверенные кроссоверы вроде Haval Jolion и Chery Tiggo 7, а вот LADA хоть и держится, но тоже теряет позиции. Зато в сегменте люкса неожиданно пошёл рост — Bentley, Rolls-Royce и Lamborghini начали продаваться лучше, чем год назад. Состоятельные покупатели берут по несколько десятков таких машин в месяц — и это на фоне общего спада по рынку.
Спрос тормозится не только из-за высоких цен, но и из-за сокращения доступных предложений. Складские запасы моделей 2023–2024 годов, на которые ещё действовали щедрые скидки, заканчиваются. И уже с июня 2025 машины могут подорожать на 10–15% — в первую очередь это коснётся импортных марок. Российские авто вырастут в цене чуть меньше, но рост всё равно будет — цены пойдут вверх независимо от курса валюты или сезона.
Автокредиты тоже теряют популярность. Количество выданных займов упало почти на треть, а средний размер кредита стал меньше. Люди боятся брать долг на пять-шесть лет, потому что проценты кусаются, а доходы — не растут. Банки охотнее одобряют кредиты только тем, у кого низкая долговая нагрузка, а это далеко не каждый. Большая часть покупателей переключилась на рынок б/у машин или отложила покупку.
В целом машины становятся всё менее доступными. Даже чтобы взять базовую Lada Granta, нужно копить полтора года, откладывая всю зарплату. А на китайский кроссовер — больше трёх лет. Рынок меняется: машины дорожают, кредиты становятся обузой, и всё больше людей решают подождать, отремонтировать старое авто или вовсе пересесть на такси.
Тенденции авторынка. Россияне выбирают китайцев
Тренд на спад: продажи падают
В мае 2025 года российский авторынок снова ушёл в минус. Российский авторынок легковушек в 2025 году потерял 25% покупателей и недосчитался 118 тысяч единиц техники.
При этом просели почти все сегменты: легковушки, коммерческие авто, пикапы и даже автобусы. Да, часть этого объясняется короткой рабочей неделей в начале мая, но причина не только в этом. Люди просто стали осторожнее: машины дороги, кредиты пугают, а выбор стал у́же.
Китайские бренды вытеснили всех
На фоне общего спада уверенно держатся китайские бренды. Они не просто выжили — они доминируют. Почти весь топ продаж сейчас составляют марки из КНР: Haval, Chery, Geely, Changan, OMODA, Jetour. Например, в апреле Haval продал почти 13 тысяч машин, Chery — свыше 10 тысяч. Российская LADA пока на первом месте, но её продажи тоже упали. Китайские кроссоверы вроде Haval Jolion и Chery Tiggo 7 PRO Max стали своего рода «народными» автомобилями. Это не удивительно: они доступнее западных брендов, новее и вполне устойчивы по качеству.
Люкс-сегмент не сдает позиций
Параллельно с этим неожиданно хорошо чувствует себя люксовый сегмент. В то время как массовый рынок сокращается, спрос на дорогие машины растёт. Bentley, Rolls-Royce, Lamborghini и Ferrari в апреле показали прирост по сравнению с прошлым годом. Всего продано 78 люксовых авто — на 15% больше. Самыми популярными стали Bentley и Rolls-Royce. Особенно хорошо идёт кроссовер Rolls-Royce Cullinan — он уже четвёртый месяц подряд возглавляет этот сегмент. Это говорит о чём? Деньги в стране есть — просто они сосредоточены у меньшинства, которое не экономит.
Что дальше: осторожный оптимизм
Аналитики осторожно смотрят на лето. По итогам мая продажи могут упасть ещё сильнее — до 80–90 тысяч машин. Надежды связаны со второй половиной года. Именно тогда возможен отложенный спрос, при условии, что ключевая ставка пойдёт вниз, а рубль не обрушится. Пока же тренд один — рынок сжимается, и выигрывают только те, кто оказался гибче: китайские бренды и продавцы премиума.
Цены на автомобили: скидки уходят — рост не за горами
Пока многие покупатели привыкли ловить выгодные предложения и скидки, которые появлялись на фоне распродаж прошлогодних автомобилей, ситуация начинает меняться. Если вы думали, что сейчас самое время брать машину, спешу предупредить — дешевые варианты быстро заканчиваются.
Прощаемся со скидками
Те временные скидки, которые еще недавно радовали покупателей, уходят вместе с последними стоками прошлогодних моделей. Производители очищают склады от запасов 2023-2024 годов, и теперь на рынке остаются только новые машины по обычным ценам или даже немного выше. Так что ждать новых акций в ближайшие месяцы вряд ли стоит.
Что ждет цены этим летом?
По прогнозам экспертов, уже летом цены на автомобили могут вырасти примерно на 10–15%. Это связано с несколькими ключевыми факторами.
- Во-первых, утилизационный сбор — обязательный платеж при покупке нового авто — постоянно увеличивается, и производители закладывают это в стоимость.
- Во-вторых, курс валюты продолжает быть нестабильным, что отражается на цене импортных комплектующих и машин. Все это вместе заставляет производителей и дилеров поднимать цены.
Вторичный рынок: цена б/у авто тоже идет вверх
Если новые машины уже дорожают, то не удивляйтесь, что и б/у авто не остаются в стороне. На вторичном рынке ситуация не проще — здесь тоже наблюдается стабильный рост цен.
Средняя цена и что за нее можно купить
Если средняя цена нового российского автомобиля в апреле 2025 года достигла 1,48 млн рублей, что на 54,8% больше, чем в феврале 2022 года. То, по данным аналитического агентства «Автостат», в апреле 2025 года средняя цена подержанного легкового автомобиля в России составила 1,5 млн рублей.
За 2 миллиона рублей можно выбрать хороший вариант — например, популярные модели Toyota Camry, Hyundai Solaris, KIA Rio или Volkswagen Polo в хорошем состоянии и с неплохой комплектацией. Такие машины нравятся многим за свою надёжность и экономичность, а ещё — относительно небольшой расход топлива.
Почему цены растут и куда дальше?
Рост цен на вторичном рынке — это не случайность или временный всплеск, а устойчивый тренд. Машин в хорошем состоянии становится меньше, а спрос — стабильно высокий. Люди предпочитают б/у автомобили, потому что новые всё дороже, а альтернатив немного. К тому же, из-за возрастающих цен на запчасти и техобслуживание б/у авто могут подорожать ещё больше.
Автокредиты: меньше срок, меньше сумма, меньше интерес
Если спрос на машины растёт, а цены не стоят на месте, то и подход к кредитам меняется. Люди берут меньше денег и не так охотно, как раньше.
Снижение объема автокредитов
По итогам апреля 2025 года в России выдали 80,11 тыс. автокредитов на 103,64 млрд руб. В годовом отношении количество выдач сократилось на 31%, объем — на 39% (в апреле 2024 года было выдано 115,71 тыс. автокредитов на 169,76 млрд руб.), следует из данных Объединенного кредитного бюро.
Просто покупатели стали осторожнее — берут кредиты реже, предпочитают меньшие суммы и сокращают сроки выплат. Никому не хочется тянуть долги долго, особенно когда цены растут и финансовая ситуация может меняться.
Где кредиты еще популярны?
Основные регионы, где автокредиты остаются востребованными — это Москва, Санкт-Петербург и крупные города-миллионники. Здесь больше возможностей и большая конкуренция банков, а люди чаще готовы брать заем, чтобы не откладывать покупку.
Доступность автомобилей. Мечта, которая отдаляется
Если автокредиты становятся осторожнее, а цены растут, то и мечта о новом автомобиле постепенно уходит всё дальше.
Авто становится менее доступным
Доступность машин продолжает снижаться, и всё больше людей понимают: купить новую машину сегодня — не так просто, как пару лет назад. Чтобы накопить на хороший автомобиль, теперь нужно откладывать деньги значительно дольше. По данным экспертов, среднестатистическому покупателю приходится копить на новый автомобиль от 4 до 6 лет, если откладывать по средней зарплате.
Автомобиль — это уже роскошь
Машина всё чаще перестает быть просто средством передвижения и превращается в что-то вроде роскоши. Люди задумываются, стоит ли тратить огромные суммы, если можно ездить на старом проверенном авто или вовсе искать альтернативы — каршеринг, такси или общественный транспорт.
Что будет с авторынком дальше?
Мы уже видим, как постепенно меняется рынок, и теперь самое время понять, что же будет дальше.
Прогнозы на ближайшие годы не слишком радужные. Ожидается, что срок владения автомобилем будет только расти — люди будут менять машины реже, стараясь продлить жизнь своим «железным коням». А автопарк в целом станет старее, ведь новинок на дорогах будет меньше.
В итоге, мечта о новой машине уходит в долгую перспективу. Авто становится всё менее доступным, а владение им — все более осознанным и продуманным решением.
В целом, во второй половине 2025-го рынок будет непростым, но умный подход и своевременные решения помогут и сэкономить, и сделать правильный выбор. Так что, если планируешь менять машину — думай и действуй уже сейчас.