Автомобильный рынок в РФ: прогнозы и перспективы
Представители «Технологий Доверия» прогнозируют, что спрос на новые легковые машины может вернуться к рекордным показателям 2024 года уже к 2026 году благодаря корректировке денежно-кредитной политики и отложенному спросу. Несмотря на то, что текущие продажи уступают результатам десятилетней давности, аналитики считают, что к 2030 году удалось бы достичь уровня в 2 миллиона проданных автомобилей.
По мнению специалистов, рынок автомобилей восстановится к 2024 году уже в 2026 году после успешного 2024 года. Прогнозируется, что даже в пессимистическом сценарии это произойдет не раньше 2028 года.
Эксперты оценивают объем рынка в 2024 году в 1,57 миллиона новых легковых автомобилей. По прогнозам консалтинговой компании, продажи в 2025 году снизятся на 7% или на 2%, или на 19%, в зависимости от сценария. Однако в 2026 году рынок ожидается в объеме от 1,27 до 1,64 миллиона автомобилей.
Теперь рассмотрим базовый сценарий, который предполагает рост доходов, небольшое увеличение стоимости автомобилей и увеличение спроса. При стабилизирующем сценарии добавляется снижение ключевой ставки и другие факторы. А пессимистичный сценарий предполагает различные негативные процессы на рынке.
Руководители автомобильных компаний подтверждают перспективы восстановления рынка в ближайшие годы при условии определенных факторов, таких как ставка и кредитные механизмы.
Китайские автомобили на российском рынке
По мнению главы отдела автомобилей новых моделей фирмы «Рольф» Николая Иванова, восстановление сектора до 1,6 млн транспортных средств возможно только после 2027 года. В 2026 году, согласно оценкам высшего руководителя, объем рынка, вероятно, достигнет 1,4 млн единиц. Среди факторов, влияющих на спрос на автомобили, помимо ставки ЦБ, обменного курса и общей экономической обстановки, господин Иванов выделяет геополитику. «Покупка автомобиля — это очень эмоциональное событие, и люди легче решаются на нее, когда общий настрой — позитивный и оптимистичный. В периоды турбулентности такие серьезные затраты, как правило, многие откладывают»,— считает он. При сохранении текущих экономических факторов, полагает директор по коммерции автомобильного онлайн-магазина Fresh Евгений Житнухин, рынок 2026 года останется на уровне текущего. Однако он не исключает восстановления объемов продаж до 1,6 млн транспортных средств. Это могут способствовать такие факторы, как локализация сборки китайских автомобилей, что даст больше возможностей потребителям получить различные льготы от государства, стимулирующие увеличение продаж, считает он.
Автомобили китайских производителей на данный момент не входят в первую десятку брендов в автопарке России. Согласно данным исследования ТеДо, лидеры в этом списке не менялись с 2022 года: Lada, Toyota, Hyundai, Kia, Nissan, Renault, Volkswagen, Chevrolet, Ford и Mitsubishi. Однако главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков прогнозирует, что китайские марки появятся в этом рейтинге в ближайшие два-три года, а первой среди них, вероятно, будет Chery.
Мистер Кадаков отмечает, что хорошие результаты 2024 года, сравнимые с показателями 2019–2021 годов, были достигнуты благодаря нескольким неожиданным факторам: увеличению ставок и изменениям в правилах импорта автомобилей. Однако, по его мнению, данные показатели прошлого года далеко уступают 2014 году, когда продажи стремились к 2,9 млн единицам. По мнению эксперта из компании «Эйлер» Владимира Беспалова, пока рынок новых автомобилей в ближайшем будущем не достигнет прежних пиков, однако объем в 2 млн единиц могут достигнуть к 2030 году.