АвтоВАЗ обсуждает новый механизм поддержки автомобильного рынка
Сталкивающийся с уменьшением объемов продаж, АвтоВАЗ пытается привлечь новых покупателей с помощью прямого субсидирования скидок на свою продукцию. Согласно задумке компании, это может помочь преодолеть высокие ставки, ограничивающие спрос. Однако, эксперты считают, что контроль за использованием субсидий может оказаться сложным, что в свою очередь может привести к увеличению цен на автомобили и лишь временному увеличению спроса.
Вице-президент АвтоВАЗа, Сергей Громак, сообщил о переговорах с Минпромторгом по поводу возможности прямого финансирования скидок на автомобили. Предложения по данному механизму разрабатывает сам АвтоВАЗ, и министерство готово их рассмотреть.
Еще в прошлом году г-н Громак отмечал, что доступ к программе льготного кредитования ограничен из-за высоких ставок и строгих требований к заемщикам. В то время он предлагал ввести "прямые скидочные сертификаты" для покупателей, однако идея не получила поддержки. Тем не менее, АвтоВАЗ настаивает на необходимости изменить меры господдержки и исключить посредничество банков.
Соговорщики отмечают, что ранее прямые субсидии автопроизводителям были введены с 2013 по 2015 год в рамках программы обновления автопарка.
Однако по их мнению, утверждение цен производителей в случае прямого финансирования может привести к нежелательным последствиям. Согласно одному из источников, производители могут намеренно поднимать цены на свою продукцию, зная, что они будут компенсированы субсидией.
Индексация утильсбора и продажи автомобилей в России: текущие тенденции
Два других источника отмечают, что средств на реализацию идеи АвтоВАЗа в бюджете в любом случае нет. Согласно недавнему заявлению главы Минпромторга Антона Алиханова, поступление средств от утилизационного сбора на колесную технику в 2025 году могут оказаться на 200 млрд руб. ниже заложенной в бюджет суммы. Главным лоббистом индексации утильсбора, напоминает третий собеседник , был АвтоВАЗ.
По данным «Автостата», продажи Lada в январе—апреле сократились на 20,6% год к году, до 105,76 тыс. штук. Китайским конкурентам Lada, подчеркивает Сергей Громак, сегодня проще субсидировать скидки при продаже машин на российском рынке: ключевая ставка в КНР — 3,1%. Но собеседник напоминает, что в текущих рыночных реалиях продажи падают и у китайских производителей, даже с их возможностями. «Сейчас выгоднее держать деньги на депозитах, чем тратить. Это делается ЦБ специально, чтобы охладить экономику. А АвтоВАЗ разгоняет спрос скидками»,— отмечает он.
Эксперт компании «Эйлер Аналитические Технологии» Владимир Беспалов отмечает, что желание российского автопроизводителя стимулировать продажи логично, однако сам предлагаемый механизм реализации господдержки пока вызывает вопросы.
«Непонятно, как непосредственно субсидии будут привязаны к снижению стоимости автомобиля для конкретного покупателя»,— указывает он. В предложении АвтоВАЗа не уточняется, кто из автоконцернов может претендовать на господдержку. Если сохранять критерии локализации, указанные в программе льготного автокредитования,— это вся линейка Lada, модель «Москвич 3», все электромобили бренда Evolute, «Москвич 3е», «Амберавто А5» и гибриды Voyah. В «Москвиче» и «Моторинвесте» комментировать предложение АвтоВАЗа не стали.
Опрошенные аналитики считают, что механизм прямого субсидирования автоконцернов даст только кратковременный эффект: как показывает мировая практика, с завершением таких программ «все сильно откатывается назад». «Если глобальные макроэкономические факторы не изменятся, то это просто немного перетянет спрос с будущих периодов»,— резюмирует один из собеседников .