Жалобы на урезание кредитных лимитов в России
Жители России активно высказывают недовольство по поводу снижения кредитных лимитов на картах без предварительного уведомления. Группа Госдумы по финансовому рынку рассматривает вопрос обязательного уведомления банками клиентов о снижении лимитов за 30 дней, как сообщает издание «Коммерсант».
Жалобы на уменьшение лимитов поступают от клиентов нескольких крупных банков, включая ВТБ, Сбербанк, Альфа-Банк, Уралсиб и Ренессанс Банк. В некоторых случаях лимиты были урезаны даже в 10 или 20 раз. Главным образом, граждане России жалуются на отсутствие предупреждений от банков. В ВТБ заявили, что уведомляют клиентов об изменении лимитов в течение 24 часов.
Возможность уменьшения кредитного лимита оговорена в договоре между банком и клиентом, как поясняют юристы. Хотя закон обязывает банки предупреждать клиентов о снижении лимитов, срок и форма уведомления определяются соглашением. Бывает, что клиент упускает уведомление. Также у клиента есть возможность согласиться с банком, в течение скольки дней его должны уведомить об изменениях.
При длительном сроке уведомления банк рискует увеличением задолженности клиента при ухудшении его финансового положения, а при коротком сроке уведомления клиент, потративший деньги в рамках «старого» лимита, может столкнуться с необходимостью срочно погасить сумму, превышающую новый лимит, указывают эксперты.
Центральный банк России не намерен устанавливать конкретный срок для уведомления клиентов о сокращении кредитных лимитов или выпускать рекомендации на этот счет. Регулятор считает, что банки должны оперативно управлять своими рисками и самостоятельно принимать решения о снижении лимитов.
В 2022 году ЦБ посоветовал банкам заранее договариваться с клиентом о новых условиях договора с измененным лимитом и отметил, что клиенту следует давать возможность отказаться от изменения кредитного лимита.
Одобрение кредитной карты зависит от нескольких факторов, отмечает аналитик компании «Рефинанс» Эряния Бочкина: возраст клиента, наличие стабильного дохода и его величина, кредитная история, опыт работы с банками, наличие задолженностей. Имеет значение также политика банка - некоторые кредитные учреждения подходят к отбору клиентов более строго.