Реформа синдицированного кредитования
Для увеличения использования механизма синдицированного кредитования финансисты предложили ревизию расчета норматива краткосрочной ликвидности взамен на соблюдение определенных правил. Эксперты уверены, что такое изменение оживит финансовые рынки. Реакция Центрального банка на предложения пока остается загадкой.
На встрече Ассоциации банков России (АБР) обсуждались меры по стимулированию развития рынка синдицированных кредитов. В новой редакции норматива краткосрочной ликвидности предлагается включение синдикатов в список высоколиквидных активов. Условия, установленные для данных синдикатов, считаются весьма строгими, утверждают в АБР. «На данный момент заемщику требуется согласие на уступку прав кредита любым другим банкам,— отмечают там.— В современных практиках банковского сектора условие свободной уступки практически не встречается». Банковское сообщество предлагает изменить условия свободной уступки. Согласно текущему положению, долг может быть уступлен любому банку, при этом заемщик не всегда знает о новом владельце долга. Предлагается сформировать конкретный список потенциальных новых кредиторов, вступающих в синдикат, чтобы заемщик имел возможность выбирать из этого так называемого белого списка банков (30–50 организаций).
Сегодня рынок синдикатов представлен основным образом одиночными сделками: финансирование крупных инфраструктурных и инвестиционных проектов ведущими банками при поддержке государства. Резкое сокращение объемов рынка произошло в 2022 году из-за сложной экономической ситуации. По данным Центрального банка, в 2021 году объем синдицированных кредитов составил 2,8 трлн рублей, в 2022 году упал до 158 млрд рублей, к 2024 году восстановился, но не полностью — до 1,8 трлн рублей.
По мнению представителей банковского сообщества, синдицированное кредитование нуждается в развитии. «Преимущества синдикатов для заемщиков по сравнению с двусторонними кредитами: возможность получения финансирования у меньших банков при ограниченных возможностях крупнейших банков, экономия времени и ресурсов благодаря сотрудничеству с одним организатором кредита и кредитным управляющим, представляющим группу кредиторов, унификация кредитных условий в различных банках, расширение круга банков-партнеров, потенциальное снижение ставки»,— отмечает представитель банковского сектора. Синдикаты также имеют преимущества по сравнению с облигациями: конфиденциальность, гибкие условия и индивидуальный подход, быстрота получения кредитных средств при наличии всех необходимых документов, а также определенное число кредиторов и возможность взаимодействия, добавляет эксперт.
Центральный банк пока не дал ответ на запрос о готовности принять предложенные изменения. Однако 20 мая в Центробанке сообщали, что были учтены замечания банков, высказанные ранее. В ближайшем будущем ЦБ примет решение относительно краткосрочной ликвидности, которая начнет действовать с 1 октября 2025 года, подчеркивает источник, знакомый с ситуацией.
По мнению управляющего партнера экспертной группы Veta Ильи Жарского, предложения АБР представляют собой определенный компромисс, направленный на преодоление существующих регулятивных ограничений с целью стимулирования развития данного сегмента. «Для обеспечения краткосрочной ликвидности ограничения на оборот должны быть минимальными,— отмечает главный экономист Института экономического роста имени П.А. Столыпина Борис Копейкин.— Важно учитывать, что наш банковский сектор не такой обширный, как относительно экономических масштабов. Общий капитал составляет менее 9% ВВП. В Германии, например, этот показатель превышает 12%. В Китае — еще больше. Риск по каждому заемщику или группе также ограничен нормами, что логично с учетом банковского регулирования».
Эффект инициатив АБР на синдицированное кредитование
Предположительно, результаты принятия вышеупомянутых предложений АБР имеют множество последствий на синдицированное кредитование, однако в их совокупности могут оказать значительное положительное воздействие на сектор,— высказывает мнение партнер IPM Consulting Анастасия Владимирова.— Так, установление более гибких условий передачи прав требований теоретически должно увеличить привлекательность синдицированных кредитов для заёмщиков, что приведет к росту объемов этой отрасли». Однако, по её мнению, существуют и отрицательные моменты, в частности, формирование «белого списка» банков может привести к определенной сегментации рынка и ограничению доступа для новых участников.