Блокировка карт: мошеннические схемы и защита средств
У кредитных организаций имеется несколько причин для ограничения доступа к картам – от контакта с владельцем карты до осуществления подозрительных операций. Тем не менее, злоумышленники смогли изымать деньги даже с карт, которые были заблокированы. Представители организации "Роскачество" пояснили этот процесс.
По словам специалистов, мошенники в своих схемах используют все возможности, предоставленные механизмом проведения транзакций по картам. Эти операции проходят в несколько этапов. Сначала банк-эквайер, обслуживающий точку продажи, отправляет запрос на авторизацию в банк, выпустивший карту. Затем банк-эмитент проверяет действительность карты, и в случае наличия достаточного баланса с нее списывается сумма покупки.
Если карта заблокирована, операция будет отклонена. Однако это не всегда происходит. Некоторые банки-эквайеры не посылают авторизационные запросы предварительно. В этом случае деньги не могут быть списаны с заблокированного счета. Если операция все же выполняется, банк должен самостоятельно оспорить списание и вернуть средства клиенту.
Ошибки возникают и в других случаях. Например, когда банк-эмитент не отвечает своевременно банку-эквайеру. Тогда используется логическая буферизация авторизации платежных операций. В таких ситуациях статус карты не проверяется, и в случае списания денежных средств с заблокированной карты финансовая организация обязана вернуть деньги клиенту.
Именно эти ошибки в работе банковских систем используют мошенники для своих целей, тратя средства, оставшиеся на счетах, предостерегают эксперты организации "Роскачество".
Существует ряд мошеннических схем, в которых используется блокировка карт. Например, владелец карты может получить СМС с уведомлением о блокировке и номером телефона службы поддержки. Позвонив по указанному номеру, "сотрудник банка" попросит пройти к банкомату и выполнить определенные действия для снятия блокировки. В результате мошенники получают доступ к личным данным.
Эксперты Центра цифровой экспертизы "Роскачество" разработали несколько рекомендаций, соблюдение которых поможет клиентам банков избежать попадания в руки мошенников:
- При обнаружении подозрительных операций на счету следует немедленно связаться с банком и сообщить о случившемся инциденте. Банк сможет принять меры для предотвращения дальнейших финансовых потерь.
- Важно удостовериться в статусе вашей заблокированной карты. Для этого нужно получить документальное подтверждение о блокировке в отделении банка.
- Необходимо регулярно проверять операции по своему счету и реагировать моментально на любые незаконные действия. Многие банки предлагают онлайн-банкинг и мобильные приложения, которые позволяют следить за состоянием счета в реальном времени.
- Для доступа в онлайн-банкинг требуется только логин, пароль или одноразовый код из СМС. При запросе другой персональной или финансовой информации на сайте, например номера карты или телефона, следует покинуть страницу и связаться с технической поддержкой банка.
- Будьте осторожны при передаче личных данных онлайн или по телефону. Никогда не сообщайте номер карты или другую банковскую информацию по непроверенным источникам.
- Убедитесь в защищенности вашего устройства антивирусным программным обеспечением и всегда используйте безопасные сети Wi-Fi при совершении онлайн-операций.
"Даже в случае кражи денег с вашей заблокированной карты нет необходимости паниковать. Банки и платежные системы предпринимают все меры для обеспечения безопасности операций и предотвращения несанкционированного доступа к счетам клиентов. После проверки, если вы не совершали операцию, деньги должны быть возвращены. Для минимизации рисков и защиты финансовых средств важно немедленно сообщать банку о потере или краже карты, регулярно проверять выписки и использовать дополнительные меры защиты счетов: СМС-подтверждение операций, двухфакторную аутентификацию и установку лимитов на финансовые операции", — отметил руководитель Центра цифровой экспертизы "Роскачество" Сергей Кузьменко.
Карты с высоким кэшбэком:
Дебетовая карта Premium Mir Supreme от Банка Уралсиб.
Дебетовая карта «СберКарта» Сбербанка.
Дебетовая карта «Tinkoff Black МИР» Тинькофф Банка.
Дебетовая карта «Умная карта UnionPay» Газпромбанка.
Дебетовая карта «Кешбэк по-сибирски» Банка «Левобережный».