BelkaCar планирует привлечь инвесторов для развития бизнеса
Один из крупных российских операторов каршеринга BelkaCar хочет привлечь для развития своего бизнеса от розничных и институциональных инвесторов до 2 миллиардов рублей, предложив им в обмен от 16% до 23% в компании. По данным , это может стать подготовкой к IPO оператора: дополнительные средства необходимы компании для расширения автопарка.
BelkaCar, занимающий четвертое место среди российских операторов каршеринга (см. подробнее инфографику), намерен провести pre-IPO. Как следует из имеющегося у инвестиционного предложения компании, оператор хочет привлечь 1,2–2 миллиарда рублей. В обмен BelkaCar готов предложить инвестору или пулу инвесторов 16–23% в бизнесе компании.
В этом же документе указывается, что участники этого раунда привлечения инвестиций могут реализовать свои доли в бизнесе оператора через 18–24 месяца во время возможного IPO BelkaCar. Оператор предполагает, что в таком случае доходность инвесторов может достигнуть 275% от вложенных средств. В случае если первичное размещение на бирже акций компании не произойдет, то инвестору гарантируется доходность 25%. В BelkaCar на запрос не ответили.
Как отмечается в инвестиционном предложении оператора каршеринга, привлекаемые инвестиции помогут ему нарастить автопарк до 30 тысяч автомобилей.
Сейчас этот показатель у компании по итогам 2024 года составлял около 7 тысяч. На эти цели предлагается направить половину объема привлеченных средств, вторую половину планируется направить на погашение задолженности. По данным СПАРК, на конец 2024 года общий объем долгосрочных обязательств АО «Каршеринг», управляющей компании BelkaCar, достигла 14,52 миллиарда рублей, выручка за этот период сократилась на 13,47%, до 4,6 миллиарда рублей, убыток составил 937,83 миллиона рублей.
При текущей жесткой денежно-кредитной политике привлечение средств для погашения долгов в обмен на доли в бизнесе видится самым очевидным решением, отмечает директор по сделкам на рынке акционерного капитала «БКС Мир инвестиций» Андрей Ванин. Старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов говорит, что инвестиции в каршеринговый бизнес, который может показать рост в короткие сроки — один-два года, могут быть интересны венчурным компаниям, специальным фондам, а также розничным инвесторам.
Интерес возрастает, но риски остаются
Как показала практика размещения «Делимобиля» в 2024 году, каршеринг интересен как розничным, так и институциональным инвесторам, подтверждает младший директор по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Анна Иванова.
При этом в качестве рисков помимо высокой ключевой ставки ЦБ сохраняются преимущественно краткосрочная инвестиционная стратегия участников рынка и макроэкономические риски.
Господин Ибрагимов в качестве рисков pre-IPO выделяет неэффективную реализацию бизнес-стратегии, что не позволит компании достичь к моменту IPO плановых результатов. Кроме того, отмечает он, существует вероятность, что компания может не достичь безубыточности, в результате чего ей может потребоваться дополнительное стороннее финансирование.
Рынок акций в последнее время сильно волатилен и не выдерживает конкуренции с альтернативными и менее рискованными вариантами для инвестиций, указывает Андрей Ванин. По его словам, в таких условиях предложение акций, а тем более предложение на этапе pre-IPO, может быть достаточно интересным потенциальным инвесторам с точки зрения риска и доходности.
Реальность обещаемой BelkaCar доходности на горизонте 18–24 месяцев — 275% — оценить трудно, так как текущая макроэкономическая среда претерпевает значительные изменения и является сложно прогнозируемой, рассуждает Анна Иванова.
С одной стороны, такие трехзначные доходности кажутся чрезмерно амбициозными, с другой — это возможно при значительном росте автопарка оператора, заключает господин Ванин.
Прогноз рынка каршеринга в России
По оценкам компании аудиторов Б1, отрасль каршеринга в России с 2023 по 2028 год может увеличиваться на 40% ежегодно, достигнув 234 миллиарда рублей.
Исследование провели Владимир Комаров, Дарья Андрианова и Виталий Гайдаев.