Цены на бензин устанавливают новые рекорды: почему так происходит?
С начала августа оптовые цены на бензин повторно достигли исторических максимумов из-за выведенного правительством запрета на экспорт для крупных производителей, а также усиленного спроса и аварий на НПЗ. Но почему этот запрет не сработал на все сто и какие перспективы ждут независимые АЗС и потребителей?
Цены на бензин на Петербургской бирже начали расти устойчиво еще в начале лета, затем сильно ускорились в конце июля, и в августе котировки АИ-95 и АИ-92 обновили свои максимумы, которые держались с 2023 года. Эти рекорды были установлены на протяжении нескольких дней.
- 21 августа цена на АИ-92 достигла нового исторического максимума в 72,663 тыс. руб. за тонну, увеличившись на 0,21% за день.
- АИ-95 скорректировалась на 1,11%, до 81,342 тыс. руб. за тонну.
Для стабилизации ситуации правительство продлило запрет на экспорт бензина до конца августа, охватив его также и производителей. Но эффект от этого оказался минимальным. В предыдущий раз такие меры помогли обуздать рост цен, но на этот раз это не сработало из-за нескольких аварий на НПЗ.
Лидеры в правительстве решили продолжить запрет на экспорт не только для производителей, но и для других участников рынка до конца сентября и в течение октября. Однако, влияние таких действий на рынок стало менее заметным, так как производители и потребители успели адаптироваться к новым условиям.
Минэнерго совместно с нефтекомпаниями продолжат работу по стабилизации рынка и обеспечению достаточных поставок топлива, включая увеличение производства. Крупные нефтяные компании продолжают выполнять свои обязательства поставок топлива вне зависимости от сезона. Представители Минэнерго и нефтекомпаний отказались от комментариев.
Проблемы на заводах
По мнению Максима Дьяченко, основным драйвером увеличения цен летом стали неожиданные остановки работы нефтеперерабатывающих заводов, на которые невозможно было заранее запланировать резервы. По его оценкам, производство бензина сократилось на почти 10% из-за запланированных ремонтов и инцидентов на заводах. Если в январе среднесуточное производство бензина составляло 123,6 тысяч тонн, то в первые 19 дней августа это число уменьшилось до 102,2 тысячи тонн.
Резервы на весну оказались невеликими, так как многие независимые компании не считали нужным их заранее формировать, а рынок начал сезон без значительных запасов, продолжает собеседник. По его словам, частные компании полагали, что потребление бензина снизится в 2025 году, и высокие процентные ставки делали накопление запасов рискованным.
Олег Абелев, глава аналитического отдела инвестиционной компании "Риком-Траст", отмечает, что на цены повлияла сезонная загруженность транспортной инфраструктуры, увеличение экспорта в страны Юго-Восточной Азии перед введением эмбарго и повышенный спрос внутри страны в летний период отпусков.
Ситуация с бензином
Важной проблемой в сфере производства бензина является его недостаточное количество, поскольку объем выпуска незначительно превышает спрос. Согласно данным «Петромаркета», с января по июнь 2025 года производство бензина увеличилось на 3,6% по сравнению с предыдущим годом, достигнув 22,2 млн тонн, тогда как спрос увеличился на 1,4%, до 19,2 млн тонн.
Аналитик из агентства «Яков и партнеры» Анна Волкова отмечает, что первичная переработка нефти в России уменьшилась на 3,1% в 2024 году по сравнению с предыдущим годом, опустившись до 266,5 млн тонн. По ее мнению, в 2025 году объем переработки ожидается примерно на том же уровне, и все реже обсуждаются прогнозы роста, которые казались реалистичными еще в начале года. Ситуацию усложняют запланированные ремонты на НПЗ, временно ограничивающие предложение, добавляет аналитик. Глава Минэнерго Сергей Цивилев отметил, что санкции, ограничивающие поставку оборудования в Россию, замедляют завершение ремонтов на НПЗ.
Максим Дьяченко указывает, что ремонт на заводах с импортным оборудованием может занять продолжительное время, в то время как ремонт на отечественном оборудовании обычно занимает несколько месяцев. Минэнерго переносит графики ремонтов, но это не решает проблему полностью, отмечает он.
Модернизация нефтепереработки: ключевая цель энергетической стратегии РФ
Переосмысление отрасли нефтепереработки — одна из важных задач энергетической стратегии России до 2050 года.
- К 2030 году должна быть достигнута глубина переработки нефти 90%, в сравнении с 84,1% в 2023 году.
- Планируется увеличение производства бензина, дизеля и керосина с 64% до 72%, что, по оценкам Минэнерго, обеспечит стабильное удовлетворение внутреннего спроса.
Основные проекты программы модернизации продвигаются в соответствии с планом, несмотря на изменения в сроках из-за санкций, проблем с оборудованием и отдельных инцидентов, говорит Дмитрий Касаткин, управляющий партнер Kasatkin Consulting. Как он отмечает, в 2025 году на некоторых нефтеперерабатывающих заводах вводятся новые мощности для увеличения производства светлых нефтепродуктов. Завершение модернизации займет несколько лет, однако результаты программы будут заметны уже к 2026 году, считает аналитик.
АЗС испытывают трудности
Независимые операторы заправочных станций утверждают, что повышение цен на бирже неизбежно приведет к увеличению розничных цен. По данным «Петромаркета», средняя чистая прибыль от продажи бензина на АЗС в России 15 августа составляла минус 1,5 рубля за литр для АИ-92 и минус 2,5 рубля за литр для АИ-95. На 31 июля убытки были ниже: минус 1,1 и 1,2 рубля соответственно. А 1 июля маржа была положительной: 1,7 и 3,5 рубля за литр соответственно.
Основатель группы «Калина Ойл» Валерий Борисов подтверждает, что торговая наценка равна нулю из-за недостатка объемов продаж на бирже и дефицитарного спроса. Проблемы с поставками ГСМ железнодорожным транспортом также усугубляют ситуацию. Господин Борисов отмечает, что цистерны могут долго двигаться к месту назначения и ожидать несколько недель перед отгрузкой на нефтебазе.
Цены на АИ-92 и АИ-95 на независимых АЗС выше отпускных цен крупных компаний на 2–5 рублей, и расхождение может увеличиться, говорит председатель Топливного союза Алтайского края Юрий Матвейко. Президент Ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения Татарстана Ирек Сулейманов отмечает, что меры по стабилизации цен на уровне инфляции не работают во всех секторах.
По словам господина Матвейко, в ближайшие два-три месяца приватные АЗС столкнутся с трудностями, и если ситуация не улучшится к сентябрю, часть независимых станций может закрыться из-за дефицита бензина.
Проблемы нефтетрейдеров в регионах
Согласно президенту ассоциации независимых нефтетрейдеров «Сибирь-ГСМ» Сергею Лацкиху, осенью ожидается ремонт девяти-десяти крупных НПЗ, что приведет к дополнительному уменьшению объемов. Крупные нефтяные компании удерживают всю нефтепродукцию для своих нужд, что приводит к дефициту для независимых операторов на рынке, подчеркивает Лацких. Проблему отметили на последнем заседании у министра энергетики России Александра Новака. Правительство также подчеркнуло необходимость исключить ситуации, когда нефтяные компании закупают продукцию друг у друга на бирже.
В некоторых регионах уже наблюдаются трудности с поставками топлива. Глава Крыма Сергей Аксенов отметил, что проблемы с поставками прежде всего затрагивают бензин марки АИ-95. Такая ситуация вызвана как снижением объемов производства, так и трудностями в логистике, поскольку значительная часть топлива доставляется в регион автотранспортом. В Запорожской области и некоторых других южных регионах также отмечены проблемы с розничной продажей бензина марок АИ-92 и АИ-95, сообщил глава Запорожской области Евгений Балицкий. В данной области дефицит топлива усложняется проблемами в логистике и угрозами нападений на топливные составы.
Борьба за демпфер
Из-за возросших расходов на топливо на отечественном рынке компании, занимающиеся нефтью, могут остаться без компенсации по демпферу в августе. В настоящее время демпфер отменяется, когда среднемесячные цены на бирже на бензин АИ-92 превышают 66,49 тыс. рублей за тонну. По информации, правительство намерено применить изменения с обратной силой по увеличению диапазона отклонения биржевых цен на топливо от указанных, чтобы компании по нефти не понесли убытков за август. Порог для бензина может быть увеличен с 10% до 15%, для дизельного топлива — с 20% до 25%. Законодатели в сентябре обсудят предложения о корректировке параметров топливного демпфера, подтверждает заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич.
Эксперт по налогам Борис Луцет отмечает, что изменение демпфера в прошлом не раз являлось практикой. Такие меры были приняты в 2021 и 2023 годах, когда изменения затронули уже действующие налоговые отношения. Согласно эксперту, центральным вопросом в настоящем обсуждении снова может стать проблема сокращения доходов бюджета: «При формировании бюджета предполагались более высокие цены на нефть и, следовательно, большие выплаты по демпферу».
Помощь нефтяным компаниям сохраняется даже в условиях ограничения поставок за границу, а после введения изменений будет выплачиваться даже при более значительном росте цен, говорит г-н Луцет. По мнению специалиста, выплата демпфера при запрете экспорта противоречит первоначальной цели механизма — стимулировать поставки нефтепродуктов на внутренний рынок по более привлекательным экспортным ценам.
Рынку нужна поддержка
Власти ищут дополнительные способы стабилизировать ситуацию. Чтобы снизить риски неправомерного повышения цен, ФАС предложила увеличить минимальную долю продажи бензина на бирже с 15% до 17%. В ФАС утверждали, что работа над этим предложением находится на заключительной стадии. Ранее ФАС и Минэнерго корректировали нормы продажи топлива в начале 2024 года. Тогда объемы продаж дизельного топлива увеличили с 12,5% до 16%.
По мнению источника в отрасли, увеличение нормы необходимо, но ее введение следует запланировать на весну 2026 года, чтобы крупные нефтяные компании могли подготовиться и создать запасы.
Правительство также рассматривает возможность изменений в механизме товарных торгов топливом. По информации, Александр Новак поручил ведомствам представить предложения о фиксации начальной цены топлива на уровне первоначальной цены текущего месяца, если темпы роста цен превысят 10% с начала месяца. Сейчас начальная цена каждого дня зависит от уровня цен, на котором закончились предыдущие торги.
Максим Дьяченко беспокоится, что механическое снижение цен только увеличит нестабильность на рынке. По его мнению, резкое падение цен после роста может вызвать проблемы у покупателей, которые закупают топливо для распределения или своих нужд: снижение цен после сделки станет риском и создаст почву для спекуляций. В общем, как отмечает господин Дьяченко, спотовый рынок ограничен и не предоставляет возможности защититься от рисков, поэтому без развития фьючерсного рынка кризисы будут повторяться, а ручное регулирование и административное вмешательство только усугублят ситуацию.